• Научная статья
  • 12 сентября 2023
  • Открытый доступ

Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста из семей военнослужащих в условиях военного конфликта

Аннотация

Цель исследования – рассмотрев современные подходы к проблеме педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из семей военнослужащих, отцы которых были призваны на военную службу в рамках проведения специальной военной операции (далее – СВО), определить ключевые характеристики педагогического сопровождения таких детей: понятие педагогического сопровождения, его цель, принципы. В статье предлагается авторская точка зрения на понимание педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, т. к. на сегодняшний день мало внимания уделено проблеме педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из семей военнослужащих в условиях локального военного конфликта. Научная новизна исследования заключается в установлении сущностно-содержательных характеристик педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из семей участников СВО и граждан, призванных на военную службу по частичной мобилизации. В результате продемонстрированы современные взгляды ученых на проблему педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из семей военнослужащих и влияния условий военного конфликта на эмоциональное состояние детей, дается собственное определение понятия педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из семей военнослужащих, отцы которых были призваны на военную службу в рамках СВО, конкретизированы цели и принципы педагогического сопровождения, констатируется, что педагогическое сопровождение необходимо ребенку из семьи военнослужащих, который учится строить свою линию поведения, значимую и необходимую для него.

Источники

  1. Ахмедова Х. Б. Мирные жители в условиях военных действий: личностные черты и расстройства адаптации // Психологический журнал. 2003. № 3.
  2. Бокова О. А., Тарахов С. И. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной среде: современные теоретические предпосылки исследования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78).
  3. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 8.
  4. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ // Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка: мат. всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015.
  5. Карабецкая О. А. Особенности организации воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона: дисс.. к. пед. н. Ставрополь, 2005.
  6. Киреева Л. А., Мамайчук И. И. Психолого-педагогическая помощь семье. СПб.: Питер, 2017.
  7. Ковалевская А. П. Влияние экстремальной ситуации военного конфликта на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 2 (136).
  8. Липский И. А. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012.
  9. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Эксмо, 2005.
  10. Мотунова Л. Н. Вариативная педагогическая поддержка детей военнослужащих в учебной деятельности: дисс.. к. пед. н. Воронеж, 2002.
  11. Мэй Р., Маслоу А. Г., Роджерс К. А. Теория и практика экзистенциальной психологии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018.
  12. Осухова Н. Г. Между войной и миром. Психологическое сопровождение детей, эвакуированных из зоны военных действий в Чеченской Республике // Школьный психолог. 2002. № 12.
  13. Райгородский Д. Я. Психология семьи. Самара: БАХРАХ-М, 2009.
  14. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов / общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989.
  15. Bollnow О. Die pädagogische Atmosphäre: Untersuchungen über die gefühlsmäßigen zwischenmenschlichen Voraussetzungen der Erziehung. Essen: Die Blaue Eule, 2001.

Информация об авторах

Сычёва Марина Владимировна

к. пед. н., доц.

Пензенский государственный университет

Куликова Анна Сергеевна

Пензенский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 августа 2023.
  • Опубликована: 12 сентября 2023.

Ключевые слова

  • педагогическое сопровождение
  • дети дошкольного возраста
  • семьи военнослужащих
  • специальная военная операция
  • ситуация военного конфликта
  • pedagogical support
  • preschool children
  • military families
  • special military operation
  • situation of military conflict

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)