• Научная статья
  • 13 сентября 2023
  • Открытый доступ

Преемственность в формировании профессиональной иноязычной компетенции научных сотрудников на курсах повышения квалификации

Аннотация

Цель исследования – представить механизм реализации концепции непрерывного шестилетнего обучения научных сотрудников английскому языку, в которой предлагается поэтапный подход к формированию профессиональной иноязычной компетенции. В статье разработаны программы обучения научных сотрудников английскому языку, обладающие преемственностью в формировании и развитии профессиональной иноязычной компетенции, представлена их апробация в рамках курсов повышения квалификации, реализуемых на кафедре иностранных языков факультета подготовки кадров Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», а также подтверждена целесообразность и успешность комплексного подхода к обучению взрослых иностранному языку. Новизна данной работы заключается в объединении всех аспектов английского языка, включая сферы, темы и ситуации общения, языковые знания и навыки, речевые умения и формулы, направленные на достижение коммуникативных целей, работу с иноязычными текстами в устной и письменной форме, а также академический дискурс, в единый интегративный шестилетний курс с последовательным введением научного компонента и его расширением на всех этапах обучения. Впервые данный подход реализуется в рамках программ повышения квалификации научных кадров. Преемственность между программами в формировании и развитии речевой, языковой и социокультурной компетенций позволяет говорить о том, что данная система обучения представляет собой своего рода единую «школу английского языка для научных сотрудников». Предлагаемые программы разработаны с учетом профессиональных потребностей, интересов и особенностей обучения взрослых слушателей. Обучение базируется на принципах коммуникативного, лингвокультурологического и индивидуального подходов в рамках субъект-субъектных отношений между преподавателем и слушателями. В результате освоения данных программ ученые написали научные работы, которые были опубликованы в высокорейтинговых зарубежных журналах, относящихся к первому и второму квартилям (Web of Science, Scopus), представили устные доклады на международных научных конференциях и симпозиумах, проходивших в различных странах Европы и Азии, выиграли международные гранты на проведение научных исследований и продолжают вести успешную научную деятельность в международных лабораториях.

Источники

  1. Абрамова И. Е., Ананьина А. В. Системный подход к обучению академическому письму: практический опыт // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7.
  2. Вершловский С. Г. Образование взрослых в России: вопросы теории // Новые знания. 2004. № 3.
  3. Виноградова Т. Н., Гурьева Т. С., Кабанова Н. А. Из опыта обучения иностранному (английскому) языку в магистратуре технических вузов // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2020. Т. 1.
  4. Дмитриенко Г. А. Влияние принципов андрагогики на организацию процесса обучения иностранному языку // Педагогика и психология: теория и практика. 2021. Т. 3 (23).
  5. Заруцкая Ж. Н., Кисель О. В., Савинова Ю. А. Некоторые аспекты технологии обучения взрослых иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58).
  6. Змеёв С. И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов // Человек и образование. 2014. № 1 (38).
  7. Киуру К. В., Попова Е. В., Агапов А. И. Концепция Longlife Learning как проблема современного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64 (1).
  8. Коган Е. А. Оценка владения английским языком у студентов технических вузов // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). https://doi.org/10.32744/pse.2020.1.15
  9. Лазарева А. С., Агеева Н. В. Психологические барьеры при обучении взрослых устной иноязычной речи в корпоративном формате обучения // Язык и культура. 2022. № 58. https://doi.org/10.17223/19996195/58/11
  10. Лобанов Н. А., Ломакина Т. Ю. Модельный закон «Об образовании взрослых»: из истории непрерывного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 3 (60). https://doi.org/10.24411/2224-0772-2019-10018
  11. Лысенко Н. Е. Экспериментальный анализ эффективности деловой игры и метода кейс-стади по сравнению с традиционными методами обучения в неязыковом вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 5. https://doi.org/10.30853/ped200134
  12. Меирбеков А. К., Бегайдарова А. Е. Проблемы, с которыми сталкиваются учителя при обучении английскому языку в средних школах // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 9. https://doi.org/10.17513/snt.38838
  13. Нечипас А. В. Мониторинг уровня владения иностранным языком выпускников общеобразовательных школ // Столыпинский вестник. 2022. № 3.
  14. Никульшина Н. Л., Мильруд Р. П. Курс английского языка для научных исследователей: теоретические и практические объекты проектирования // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2003. Т. 9. № 3.
  15. Попова Л. В. Обучение молодых ученых написанию научно-исследовательской статьи на английском языке // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 9. https://doi.org/10.30853/ped20220137
  16. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дисс. … д. пед. н. М., 1992.
  17. Слесаренко И. В. Выпускная аттестационная работа как практико-ориентированный результат обучения сотрудников университета английскому языку // Высшее образование сегодня. 2020. № 3. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.20.03.P.39
  18. Харченко Г. А. Преемственность в обучении иностранному языку в системе «Школа – вуз – работа» // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. № 3 (19).
  19. Худякова А. П., Павлова О. В., Набокова А. А. К вопросу об обучении английскому языку студентов пожилого возраста в аспекте lifelong learning // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 3 (35).
  20. Швецова О. А. Преемственность как научная и социальная проблема при обучении английскому языку бакалавриат-магистратура // Вестник педагогических наук. 2021. № 5.
  21. Burgess S., Pallant A. Teaching Academic Writing in Europe: Multilingual and Multicultural Contexts // Supporting Research Writing. Roles and Challenges in Multilingual Settings / ed. by V. Matarese. Oxford: Chandos Publishing, 2013. https://doi.org/10.1016/B978-1-84334-666-1.50002-3
  22. Huang J. C. What Do Subject Experts Teach about Writing Research Articles? An Exploratory Study // Journal of English for Academic Purposes. 2017. Vol. 25. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2016.10.004
  23. Kearsley G. Andragogy (Malcolm Knowles). 2010. https://www.instructionaldesign.org/theories/andragogy/
  24. Kersh N., Dobrydina T., Usvyat N. Spaces of Adult Language Learning: Lifelong Language Learning in, for and through the Workplace. Cham: Springer, 2022. https://doi.org/10.1007/978-3-030-98566-0_4
  25. Knowles M. S. The Modern Practice of Adult Education: From Pedagogy to Andragogy. Chicago: Association Press, 1980.
  26. Wang V. C. X., Storey V. A. Andragogy and Teaching English as a Foreign Language in China // The Reference Librarian. 2015. Vol. 56. No. 4.https://doi.org/10.1080/02763877.2015.1057680

Информация об авторах

Михайленко Наталья Владимировна

Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Жаркова Юлия Олеговна

Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 августа 2023.
  • Опубликована: 13 сентября 2023.

Ключевые слова

  • английский язык для научных сотрудников
  • программы повышения квалификации
  • иноязычная коммуникативная компетенция
  • обучение взрослых
  • академический дискурс
  • непрерывное обучение
  • English for researchers
  • professional development programmes
  • foreign language communicative competence
  • adult education
  • academic discourse
  • lifelong learning

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)