Преемственность в формировании профессиональной иноязычной компетенции научных сотрудников на курсах повышения квалификации
Аннотация
Цель исследования – представить механизм реализации концепции непрерывного шестилетнего обучения научных сотрудников английскому языку, в которой предлагается поэтапный подход к формированию профессиональной иноязычной компетенции. В статье разработаны программы обучения научных сотрудников английскому языку, обладающие преемственностью в формировании и развитии профессиональной иноязычной компетенции, представлена их апробация в рамках курсов повышения квалификации, реализуемых на кафедре иностранных языков факультета подготовки кадров Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», а также подтверждена целесообразность и успешность комплексного подхода к обучению взрослых иностранному языку. Новизна данной работы заключается в объединении всех аспектов английского языка, включая сферы, темы и ситуации общения, языковые знания и навыки, речевые умения и формулы, направленные на достижение коммуникативных целей, работу с иноязычными текстами в устной и письменной форме, а также академический дискурс, в единый интегративный шестилетний курс с последовательным введением научного компонента и его расширением на всех этапах обучения. Впервые данный подход реализуется в рамках программ повышения квалификации научных кадров. Преемственность между программами в формировании и развитии речевой, языковой и социокультурной компетенций позволяет говорить о том, что данная система обучения представляет собой своего рода единую «школу английского языка для научных сотрудников». Предлагаемые программы разработаны с учетом профессиональных потребностей, интересов и особенностей обучения взрослых слушателей. Обучение базируется на принципах коммуникативного, лингвокультурологического и индивидуального подходов в рамках субъект-субъектных отношений между преподавателем и слушателями. В результате освоения данных программ ученые написали научные работы, которые были опубликованы в высокорейтинговых зарубежных журналах, относящихся к первому и второму квартилям (Web of Science, Scopus), представили устные доклады на международных научных конференциях и симпозиумах, проходивших в различных странах Европы и Азии, выиграли международные гранты на проведение научных исследований и продолжают вести успешную научную деятельность в международных лабораториях.
Источники
- Абрамова И. Е., Ананьина А. В. Системный подход к обучению академическому письму: практический опыт // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7.
- Вершловский С. Г. Образование взрослых в России: вопросы теории // Новые знания. 2004. № 3.
- Виноградова Т. Н., Гурьева Т. С., Кабанова Н. А. Из опыта обучения иностранному (английскому) языку в магистратуре технических вузов // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2020. Т. 1.
- Дмитриенко Г. А. Влияние принципов андрагогики на организацию процесса обучения иностранному языку // Педагогика и психология: теория и практика. 2021. Т. 3 (23).
- Заруцкая Ж. Н., Кисель О. В., Савинова Ю. А. Некоторые аспекты технологии обучения взрослых иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58).
- Змеёв С. И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов // Человек и образование. 2014. № 1 (38).
- Киуру К. В., Попова Е. В., Агапов А. И. Концепция Longlife Learning как проблема современного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64 (1).
- Коган Е. А. Оценка владения английским языком у студентов технических вузов // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). https://doi.org/10.32744/pse.2020.1.15
- Лазарева А. С., Агеева Н. В. Психологические барьеры при обучении взрослых устной иноязычной речи в корпоративном формате обучения // Язык и культура. 2022. № 58. https://doi.org/10.17223/19996195/58/11
- Лобанов Н. А., Ломакина Т. Ю. Модельный закон «Об образовании взрослых»: из истории непрерывного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 3 (60). https://doi.org/10.24411/2224-0772-2019-10018
- Лысенко Н. Е. Экспериментальный анализ эффективности деловой игры и метода кейс-стади по сравнению с традиционными методами обучения в неязыковом вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 5. https://doi.org/10.30853/ped200134
- Меирбеков А. К., Бегайдарова А. Е. Проблемы, с которыми сталкиваются учителя при обучении английскому языку в средних школах // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 9. https://doi.org/10.17513/snt.38838
- Нечипас А. В. Мониторинг уровня владения иностранным языком выпускников общеобразовательных школ // Столыпинский вестник. 2022. № 3.
- Никульшина Н. Л., Мильруд Р. П. Курс английского языка для научных исследователей: теоретические и практические объекты проектирования // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2003. Т. 9. № 3.
- Попова Л. В. Обучение молодых ученых написанию научно-исследовательской статьи на английском языке // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 9. https://doi.org/10.30853/ped20220137
- Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дисс. … д. пед. н. М., 1992.
- Слесаренко И. В. Выпускная аттестационная работа как практико-ориентированный результат обучения сотрудников университета английскому языку // Высшее образование сегодня. 2020. № 3. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.20.03.P.39
- Харченко Г. А. Преемственность в обучении иностранному языку в системе «Школа – вуз – работа» // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. № 3 (19).
- Худякова А. П., Павлова О. В., Набокова А. А. К вопросу об обучении английскому языку студентов пожилого возраста в аспекте lifelong learning // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 3 (35).
- Швецова О. А. Преемственность как научная и социальная проблема при обучении английскому языку бакалавриат-магистратура // Вестник педагогических наук. 2021. № 5.
- Burgess S., Pallant A. Teaching Academic Writing in Europe: Multilingual and Multicultural Contexts // Supporting Research Writing. Roles and Challenges in Multilingual Settings / ed. by V. Matarese. Oxford: Chandos Publishing, 2013. https://doi.org/10.1016/B978-1-84334-666-1.50002-3
- Huang J. C. What Do Subject Experts Teach about Writing Research Articles? An Exploratory Study // Journal of English for Academic Purposes. 2017. Vol. 25. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2016.10.004
- Kearsley G. Andragogy (Malcolm Knowles). 2010. https://www.instructionaldesign.org/theories/andragogy/
- Kersh N., Dobrydina T., Usvyat N. Spaces of Adult Language Learning: Lifelong Language Learning in, for and through the Workplace. Cham: Springer, 2022. https://doi.org/10.1007/978-3-030-98566-0_4
- Knowles M. S. The Modern Practice of Adult Education: From Pedagogy to Andragogy. Chicago: Association Press, 1980.
- Wang V. C. X., Storey V. A. Andragogy and Teaching English as a Foreign Language in China // The Reference Librarian. 2015. Vol. 56. No. 4.https://doi.org/10.1080/02763877.2015.1057680
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 2 августа 2023.
- Опубликована: 13 сентября 2023.
Ключевые слова
- английский язык для научных сотрудников
- программы повышения квалификации
- иноязычная коммуникативная компетенция
- обучение взрослых
- академический дискурс
- непрерывное обучение
- English for researchers
- professional development programmes
- foreign language communicative competence
- adult education
- academic discourse
- lifelong learning
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»