Логопедическое сопровождение по развитию синтаксического компонента языковой способности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация
Цель исследования – обосновать необходимость определения особенностей формирования синтаксического компонента языковой способности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В статье рассмотрены как теоретические, так и практические вопросы развития операций синтаксирования у младших школьников с ТНР: представлена его уровневая организация (смысловой, семантический, формально-грамматический уровни), по результатам констатирующего этапа исследования описаны особенности нарушений на каждом уровне у обучающихся 3-4 классов с дизартрией и моторной алалией, предложена поэтапная система логопедической работы, обоснована преемственность в реализации содержания логопедической работы в деятельности учителя начальных классов, учителя-логопеда. Научная новизна исследования заключается в разработке авторской методики логопедической работы по развитию операций смыслового, семантического и формально-грамматического уровней синтаксирования у младших школьников с ТНР. В результате была апробирована авторская методика исследования операций трех уровней синтаксирования у обучающихся в устной и письменной речи, экспериментально получены данные об особенностях операций каждого уровня синтаксирования младших школьников с ТНР (при дизартрии и моторной алалии), что позволило создать авторскую методику логопедической работы с младшими школьниками с ТНР.
Источники
- Апресян Ю. Д. Синтаксис и семантика в синтаксическом описании // Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие / под ред. В. Н. Ярцевой, Н. Ю. Шведовой. М.: Просвещение, 1969.
- Арутюнова Н. Д. Синтаксис // Общее языкознание. Внутренняя структура языка / под ред. Б. А. Серебренникова. М., 1972.
- Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 2007.
- Ахутина Т. В., Наумова Т. Н. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л. С. Выготского. М., 1983.
- Аяпова Т. Т. Развитие синтаксиса речи детей: автореф. дисс. … к. филол. н. Алма-Ата, 1988.
- Бабина Г. В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1990.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. М., 1982. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова.
- Грибова O. E. «Онтогенетический принцип» в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Халиловой. М., 1997.
- Заимцян Д. Р. Формирование глубинных и поверхностных синтаксических структур языка у детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи: автореф. дисс.. к. пед. н. М., 2013.
- Кузь Н. А. Диагностика и коррекция нарушений письма обучающихся с задержкой психического развития: учеб.-метод. пособие. Новосибирск, 2020.
- Кузь Н. А. Условия проектирования коррекционных программ для детей с нарушениями письменной речи в системе начального общего образования // Вестник педагогических инноваций. 2016. № 2 (42).
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1997.
- Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказываний // Теория речевой деятельности / под ред. А. А. Леонтьева. М., 1968.
- Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2001. № 2.
- Моисеенко Е. М. Формирование синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2002.
- Подзорова С. В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «Синтаксис» в начальной школе // Символ науки. 2015. № 6.
- Саввиди М. И. Логопедическая работа по формированию метаязыковой деятельности у учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 8. https://doi.org/10.30853/ped20220130
- Фур Е. П., Яковлев С. Б. Методическая работа по развитию синтаксического компонента языковой способности у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 3-4 классе // Специальное образование. 2019. № 4 (56).
- Фур Е. П., Яковлев С. Б. Развитие операций смыслового синтаксирования отдельных и связных высказываний у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Специальное и инклюзивное образование в цифровую эпоху: сб. науч.-метод. тр. с междунар. участием / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб., 2021.
- Шахнарович А. М. Проблема формирования языковой способности // Кубрякова Е. С., Шахнарович А. М., Сахарный Л. В. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М., 1991.
- Яковлев С. Б. Коррекция синтаксических аграмматизмов в письме учащихся младших классов с задержкой психического развития // Территория детства ребенка с особыми образовательными потребностями: мат. XXII междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Территория детства» (г. Санкт-Петербург, 21-23 октября 2015 г.). СПб., 2015.
- Яковлева Н. Н. Оценка внимания у школьников четвертых классов с дисграфией, обучающихся по основной общеобразовательной программе и адаптированной основной общеобразовательной программе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 6. https://doi.org/10.30853/ped20220105
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 августа 2023.
- Опубликована: 14 сентября 2023.
Ключевые слова
- языковая способность
- смысловое синтаксирование
- семантическое синтаксирование
- формально-грамматическое синтаксирование
- тяжелые нарушения речи у младших школьников
- метапредметные действия (универсальные учебные действия)
- language ability
- conceptual level of syntax
- semantic level of syntax
- level of formal grammatical structuring
- severe speech disorders in grade schoolers
- metadisciplinary activities (universal learning activities)
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»