• Научная статья
  • 14 сентября 2023
  • Открытый доступ

Логопедическое сопровождение по развитию синтаксического компонента языковой способности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация

Цель исследования – обосновать необходимость определения особенностей формирования синтаксического компонента языковой способности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В статье рассмотрены как теоретические, так и практические вопросы развития операций синтаксирования у младших школьников с ТНР: представлена его уровневая организация (смысловой, семантический, формально-грамматический уровни), по результатам констатирующего этапа исследования описаны особенности нарушений на каждом уровне у обучающихся 3-4 классов с дизартрией и моторной алалией, предложена поэтапная система логопедической работы, обоснована преемственность в реализации содержания логопедической работы в деятельности учителя начальных классов, учителя-логопеда. Научная новизна исследования заключается в разработке авторской методики логопедической работы по развитию операций смыслового, семантического и формально-грамматического уровней синтаксирования у младших школьников с ТНР. В результате была апробирована авторская методика исследования операций трех уровней синтаксирования у обучающихся в устной и письменной речи, экспериментально получены данные об особенностях операций каждого уровня синтаксирования младших школьников с ТНР (при дизартрии и моторной алалии), что позволило создать авторскую методику логопедической работы с младшими школьниками с ТНР.

Источники

  1. Апресян Ю. Д. Синтаксис и семантика в синтаксическом описании // Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие / под ред. В. Н. Ярцевой, Н. Ю. Шведовой. М.: Просвещение, 1969.
  2. Арутюнова Н. Д. Синтаксис // Общее языкознание. Внутренняя структура языка / под ред. Б. А. Серебренникова. М., 1972.
  3. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 2007.
  4. Ахутина Т. В., Наумова Т. Н. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л. С. Выготского. М., 1983.
  5. Аяпова Т. Т. Развитие синтаксиса речи детей: автореф. дисс. … к. филол. н. Алма-Ата, 1988.
  6. Бабина Г. В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1990.
  7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. М., 1982. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова.
  8. Грибова O. E. «Онтогенетический принцип» в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Халиловой. М., 1997.
  9. Заимцян Д. Р. Формирование глубинных и поверхностных синтаксических структур языка у детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи: автореф. дисс.. к. пед. н. М., 2013.
  10. Кузь Н. А. Диагностика и коррекция нарушений письма обучающихся с задержкой психического развития: учеб.-метод. пособие. Новосибирск, 2020.
  11. Кузь Н. А. Условия проектирования коррекционных программ для детей с нарушениями письменной речи в системе начального общего образования // Вестник педагогических инноваций. 2016. № 2 (42).
  12. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1997.
  13. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказываний // Теория речевой деятельности / под ред. А. А. Леонтьева. М., 1968.
  14. Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2001. № 2.
  15. Моисеенко Е. М. Формирование синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2002.
  16. Подзорова С. В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «Синтаксис» в начальной школе // Символ науки. 2015. № 6.
  17. Саввиди М. И. Логопедическая работа по формированию метаязыковой деятельности у учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 8. https://doi.org/10.30853/ped20220130
  18. Фур Е. П., Яковлев С. Б. Методическая работа по развитию синтаксического компонента языковой способности у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 3-4 классе // Специальное образование. 2019. № 4 (56).
  19. Фур Е. П., Яковлев С. Б. Развитие операций смыслового синтаксирования отдельных и связных высказываний у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Специальное и инклюзивное образование в цифровую эпоху: сб. науч.-метод. тр. с междунар. участием / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб., 2021.
  20. Шахнарович А. М. Проблема формирования языковой способности // Кубрякова Е. С., Шахнарович А. М., Сахарный Л. В. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М., 1991.
  21. Яковлев С. Б. Коррекция синтаксических аграмматизмов в письме учащихся младших классов с задержкой психического развития // Территория детства ребенка с особыми образовательными потребностями: мат. XXII междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Территория детства» (г. Санкт-Петербург, 21-23 октября 2015 г.). СПб., 2015.
  22. Яковлева Н. Н. Оценка внимания у школьников четвертых классов с дисграфией, обучающихся по основной общеобразовательной программе и адаптированной основной общеобразовательной программе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 6. https://doi.org/10.30853/ped20220105

Информация об авторах

Фур Екатерина Петровна

Новосибирский государственный педагогический университет

Кузь Наталья Александровна

к. пед. н., доц.

Новосибирский государственный педагогический университет

Яковлев Сергей Борисович

к. пед. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 августа 2023.
  • Опубликована: 14 сентября 2023.

Ключевые слова

  • языковая способность
  • смысловое синтаксирование
  • семантическое синтаксирование
  • формально-грамматическое синтаксирование
  • тяжелые нарушения речи у младших школьников
  • метапредметные действия (универсальные учебные действия)
  • language ability
  • conceptual level of syntax
  • semantic level of syntax
  • level of formal grammatical structuring
  • severe speech disorders in grade schoolers
  • metadisciplinary activities (universal learning activities)

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)