• Научная статья
  • 14 сентября 2023
  • Открытый доступ

Формирование гражданской идентичности младших школьников через реализацию программы внеурочной деятельности литературной направленности

Аннотация

Цель исследования – обосновать необходимость применения программы формирования гражданской идентичности младших школьников в процессе работы с произведениями русских писателей во внеурочной деятельности. В статье рассматривается важность повышения роли патриотического воспитания у современных младших школьников в связи с потребностью в консолидации общества, а также нестабильной внешнеполитической обстановкой, агрессивным информационным воздействием и наличием военных конфликтов. Определяется потребность в поиске новых форм и методов во внеучебной деятельности с целью создания фундамента духовно-нравственных и социокультурных основ, начиная с младшего школьного возраста. Научная новизна исследования заключается в разработке программы внеурочной деятельности литературной направленности, способствующей эффективному формированию гражданской идентичности в начальной школе. Программа внеурочной деятельности предлагается в результате анализа данных проведенного экспериментального исследования и выявления недостаточного уровня сформированности гражданской идентичности младших школьников. В ходе реализации программы будут изучаться произведения отечественной литературы, в том числе сибирской, что позволит формировать личностные компетенции, воспитывать гражданско-патриотические качества, расширять читательский опыт учащихся.

Источники

  1. Асмолов А. Г., Карабанова О. А., Гусельцева М. С. Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования в социокультурной модернизации России: монография / под науч. ред. А. Г. Асмолова. М.: ФИРО, 2012.
  2. Асмолов А. Г., Карабанова О. А., Марциновская Т. Д. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография: в 2-х ч. / под ред. А. Г. Асмолова. М., 2011. Ч. 1.
  3. Богатенкова Я. А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Образование и воспитание. 2020. № 2 (28).
  4. Гришина Е. А. Идентичность гражданская // Социологическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В. Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. Т. 1. А – М.
  5. Даниленко В. И. Современный политологический словарь. М.: Nota Bene, 2000.
  6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
  7. Добролюбов Н. А. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым. 1858. http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0580.shtml
  8. Ефименко В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11.
  9. Зимина М. Д., Сурков М. Г., Жесткова Е. А. Художественная литература как средство воспитания патриотических чувств у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1.
  10. Леонтьев А. А. Деятельный ум: деятельность, знак, личность. М.: Смысл, 2001.
  11. Радищев А. Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Радищев А. Н. Полное собрание сочинений: в 3-х т. М. – Л.: Академия наук СССР, 1938. Т. 1.
  12. Ситкевич Н. В Мировоззренческие контексты инфосоциогенеза // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2015. № 2 (14).
  13. Степанова Е. А. Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы // Актуальные вопросы современной педагогики: мат. VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). Самара: АСГАРД, 2015.
  14. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2006.
  15. Шикова Р. Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2009. № 1.
  16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; под общ. ред. и с предисл. д-ра психол. наук А. В. Толстых. М.: Флинта; Прогресс, 2006.

Информация об авторах

Пересада Оксана Валерьевна

к. филол. н., доц.

Иркутский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 августа 2023.
  • Опубликована: 14 сентября 2023.

Ключевые слова

  • гражданская идентичность
  • гражданско-патриотическое воспитание
  • младший школьник
  • внеурочная деятельность
  • детская литература
  • civic identity
  • civic and patriotic education
  • grade schooler
  • extracurricular activities
  • children’s literature

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)