• Научная статья
  • 18 сентября 2023
  • Открытый доступ

Технология проектного обучения лингвистов в ходе изучения курса «Русский язык и культура речи»

Аннотация

Целью настоящего исследования является обобщение практического опыта работы по организации групповой проектной деятельности студентов Национального исследовательского технологического университета «МИСИС», обучающихся по направлению 45.03.02 Лингвистика (профили «Перевод и переводоведение» и «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»), в ходе изучения курса «Русский язык и культура речи». В статье рассмотрено понятие «проектная технология», сформулировано авторское определение понятия «информационно-исследовательский проект», предложен алгоритм реализации двух информационно-исследовательских проектов, направленных на изучение теоретических основ функциональной стилистики и формирование навыков стилистического анализа текста, – «Функциональные стили речи» и «Анализ грамматических языковых средств, используемых в научном стиле речи», описаны критерии оценивания проектов, представлены результаты рефлексии студентов по итогам их реализации. Научная новизна заключается в разработке пошаговой реализации технологии проектного обучения и формулировке критериев оценивания выполненных студентами проектов в рамках учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». В результате продемонстрирована эффективность применения проектной технологии в ходе изучения вышеназванного учебного курса.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  2. Герасимова А. М. Метод проектов как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка в вузе // Аллея Науки. 2017. № 16.
  3. Горбачева И. М., Пудина С. И., Горбачева Е. A. Перспективы проектной методики в преподавании гуманитарных дисциплин // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37).
  4. Ермакова Е. Н., Зольникова Н. Н., Юздова Л. П. Проектная технология в обучении студентов русскому языку как иностранному // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 3.
  5. Калита С. П., Юркин И. Н. Проектный метод преподавания гуманитарных дисциплин как актуальная образовательная технология // Современное педагогическое образование. 2019. № 2.
  6. Маркова С. М., Горлова В. Г. Проектная технология обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.
  7. Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе. Н. Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2013.
  8. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 1999.
  9. Привалова Г. Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.
  10. Проектное обучение: практики внедрения в университетах / под ред. Л. А. Евстратовой, Н. В. Исаевой, О. В. Лешукова. М., 2018.
  11. Сечкина И. В. Проектная деятельность в инженерном образовании (групповая проектная деятельность на занятиях по математике в техническом вузе) // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7 (99).
  12. Теория и практика преподавания русского языка в учебных заведениях всех типов: коллективная монография, посвященная 85-летию профессора Михаила Ростиславовича Львова / под науч. ред. О. В. Сосновской, Т. В. Рыженковой. М.: Прометей, 2012.
  13. Тимошенко Т. Е., Штукарева Е. Б. Изучение лексики ограниченного употребления в курсе «Русский язык и культура речи» будущими переводчиками и преподавателями иностранного языка // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 3.
  14. Тимошенко Т. Е., Штукарева Е. Б. Использование возможностей LMS Canvas при реализации балльно-рейтинговой системы (на материале курса «Русский язык и культура речи») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 7.
  15. Уракова Е. А., Колдина М. И., Корнусова В. М. Сущность и характеристика технологии проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2.
  16. Хасанова Г. Ф., Шагеева Ф. Т., Иванов В. Г. Групповая проектная деятельность студентов как средство подготовки инновационных инженеров в исследовательском университете // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 23.
  17. Черновол М. П., Чирич И. В., Штукарева Е. Б. Проектные технологии как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся многонациональных классов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2014. Т. 6. № 2.
  18. Якупова Я. Р. Активные формы обучения – фактор интенсификации учебного процесса // Высшее образование сегодня. 2007. № 10.

Информация об авторах

Тимошенко Татьяна Евгеньевна

к. пед. н., доц.

Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Москва

Штукарева Елена Борисовна

к. филол. н., доц.

Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 июля 2023.
  • Опубликована: 18 сентября 2023.

Ключевые слова

  • проектная технология
  • информационно-исследовательский проект
  • метод проекта
  • русский язык и культура речи
  • интерактивные методы обучения
  • project-based technology
  • information research project
  • project-based method
  • Russian language and speech culture
  • interactive teaching methods

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)