Проблема взаимодействия классного руководителя и современных родителей в контексте профессиональной подготовки будущих учителей
Аннотация
Цель исследования – выявить наиболее важные для настоящего времени проблемы взаимодействия классного руководителя и родителей школьников различных категорий. В статье обоснованы ведущие принципы и подходы формирования коммуникативной культуры классного руководителя; раскрывается специфика педагогического общения классного руководителя с современными родителями и семьей ученика. Рассматриваются наиболее острые конфликтные ситуации и предложены стратегии их разрешения. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании коммуникативно-компетентностного и полисубъектного подходов и принципов выстраивания общения и техник взаимодействия педагога с современными родителями. В результате в статье обозначены наиболее важные проблемы в организации взаимодействия классного руководителя с родителями школьника. Предложены методические рекомендации по созданию эффективного образа классного руководителя и развитию его педагогического мастерства в разрешении разнообразных ситуаций общения с семьей обучающегося.
Источники
- Абдулмянова И. Р. Формирование профессионального тезауруса личности как цель профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 2 (92).
- Бердичевский А. Л., Тарева Е. Г., Языкова Н. В. Профессиограмма современного учителя иностранного языка. М.: Флинта, 2021.
- Бухарова И. С. Воспитание детей в семье с точки зрения теории поколений // Воспитание как стратегический национальный приоритет: мат. междунар. науч.-образоват. форума: в 4-х ч. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. Ч. 1.
- Винникот Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. Екатеринбург: Литур, 2004.
- Воробьева А. А., Кузнецова Т. В. Поколение y: психологические особенности современных молодых людей в рамках проблемы разрыва поколений // Прикладная психология на службе развивающейся личности: сб. науч. ст. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017.
- Иванова С. П. Полисубъектное взаимодействие в социально-педагогической среде как фактор развития профессионально-личностной компетентности учителя // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». 2013. № 3.
- Картавая Ю. К., Кравченко О. Г. Речевая культура: междисциплинарный анализ дефиниции // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1.
- Кролевецкая Е. Н., Исаев И. Ф., Собянин Ф. И. Типология педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе: полисубъектный подход // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 4. https://doi.org/10.30853/ped20230065
- Мелия М. Наши бедные богатые дети. М.: Альпина нон-фикшн, 2018.
- Морозова В. И. Детско-родительские отношения как фактор сотрудничества педагогов с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в системе инклюзивного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (127).
- Морозова В. И. Модель подготовки будущих педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся в инклюзивном образовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 8 (161).
- Полянина А. К., Андреева Ю. В. Информационный шум в пространстве развития ребенка: концептуальное обоснование // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 2.
- Сергеева В. П., Алисов Е. А., Сергеева И. С. Классное руководство: учебник. М.: Академия, 2014.
- Сороковых Г. В., Старицына С. Г. Педагогический онлайн-форум: советы начинающему классному руководителю // Педагогическое образование: вызовы XXI века: мат. XIII междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти выдающегося ученого-педагога, академика В. А. Сластёнина. Ярославль: Международная академия наук педагогического образования, 2022.
- Сороковых Г. В., Старицына С. Г. Проблемы социализации нетипичного школьника в условиях взаимодействия триады «ученик – учитель – родитель» // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера: сб. мат. всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2021a.
- Сороковых Г. В., Старицына С. Г. Родительский онлайн-форум как модель успешного взаимодействия триады «учитель – ученик – родитель» // Лингвометодическое обеспечение инклюзивного иноязычного образования: мат. всерос. науч.-практ. конф. М.: Белый Ветер, 2021b.
- Старицына С. Г., Сороковых Г. В. Педагогический конфликт в инклюзивном классе // Актуальные вопросы благополучия личности: психологический, социальный и профессиональный контексты: сб. мат. всерос. науч.-практ. конф. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2022.
- Waters S. F., Karnilowicz H. R., West T. V., Mendes W. B. Keep it to yourself? Parent emotion suppression influences physiological linkage and interaction behavior // Journal of Family Psychology. 2020. Vol. 34 (7). https://doi.org/10.1037/fam0000664
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 12 июля 2023.
- Опубликована: 20 сентября 2023.
Ключевые слова
- деятельность классного руководителя
- субъекты образовательного пространства
- коммуникативная культура учителя
- педагогические конфликтные ситуации общения
- activities of the class teacher
- subjects of the educational space
- a teacher’s communicative culture
- pedagogical conflict situations of communication
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»