• Научная статья
  • 20 сентября 2023
  • Открытый доступ

Проблема взаимодействия классного руководителя и современных родителей в контексте профессиональной подготовки будущих учителей

Аннотация

Цель исследования – выявить наиболее важные для настоящего времени проблемы взаимодействия классного руководителя и родителей школьников различных категорий. В статье обоснованы ведущие принципы и подходы формирования коммуникативной культуры классного руководителя; раскрывается специфика педагогического общения классного руководителя с современными родителями и семьей ученика. Рассматриваются наиболее острые конфликтные ситуации и предложены стратегии их разрешения. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании коммуникативно-компетентностного и полисубъектного подходов и принципов выстраивания общения и техник взаимодействия педагога с современными родителями. В результате в статье обозначены наиболее важные проблемы в организации взаимодействия классного руководителя с родителями школьника. Предложены методические рекомендации по созданию эффективного образа классного руководителя и развитию его педагогического мастерства в разрешении разнообразных ситуаций общения с семьей обучающегося.

Источники

  1. Абдулмянова И. Р. Формирование профессионального тезауруса личности как цель профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 2 (92).
  2. Бердичевский А. Л., Тарева Е. Г., Языкова Н. В. Профессиограмма современного учителя иностранного языка. М.: Флинта, 2021.
  3. Бухарова И. С. Воспитание детей в семье с точки зрения теории поколений // Воспитание как стратегический национальный приоритет: мат. междунар. науч.-образоват. форума: в 4-х ч. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. Ч. 1.
  4. Винникот Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. Екатеринбург: Литур, 2004.
  5. Воробьева А. А., Кузнецова Т. В. Поколение y: психологические особенности современных молодых людей в рамках проблемы разрыва поколений // Прикладная психология на службе развивающейся личности: сб. науч. ст. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017.
  6. Иванова С. П. Полисубъектное взаимодействие в социально-педагогической среде как фактор развития профессионально-личностной компетентности учителя // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». 2013. № 3.
  7. Картавая Ю. К., Кравченко О. Г. Речевая культура: междисциплинарный анализ дефиниции // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1.
  8. Кролевецкая Е. Н., Исаев И. Ф., Собянин Ф. И. Типология педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе: полисубъектный подход // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 4. https://doi.org/10.30853/ped20230065
  9. Мелия М. Наши бедные богатые дети. М.: Альпина нон-фикшн, 2018.
  10. Морозова В. И. Детско-родительские отношения как фактор сотрудничества педагогов с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в системе инклюзивного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (127).
  11. Морозова В. И. Модель подготовки будущих педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся в инклюзивном образовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 8 (161).
  12. Полянина А. К., Андреева Ю. В. Информационный шум в пространстве развития ребенка: концептуальное обоснование // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 2.
  13. Сергеева В. П., Алисов Е. А., Сергеева И. С. Классное руководство: учебник. М.: Академия, 2014.
  14. Сороковых Г. В., Старицына С. Г. Педагогический онлайн-форум: советы начинающему классному руководителю // Педагогическое образование: вызовы XXI века: мат. XIII междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти выдающегося ученого-педагога, академика В. А. Сластёнина. Ярославль: Международная академия наук педагогического образования, 2022.
  15. Сороковых Г. В., Старицына С. Г. Проблемы социализации нетипичного школьника в условиях взаимодействия триады «ученик – учитель – родитель» // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера: сб. мат. всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2021a.
  16. Сороковых Г. В., Старицына С. Г. Родительский онлайн-форум как модель успешного взаимодействия триады «учитель – ученик – родитель» // Лингвометодическое обеспечение инклюзивного иноязычного образования: мат. всерос. науч.-практ. конф. М.: Белый Ветер, 2021b.
  17. Старицына С. Г., Сороковых Г. В. Педагогический конфликт в инклюзивном классе // Актуальные вопросы благополучия личности: психологический, социальный и профессиональный контексты: сб. мат. всерос. науч.-практ. конф. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2022.
  18. Waters S. F., Karnilowicz H. R., West T. V., Mendes W. B. Keep it to yourself? Parent emotion suppression influences physiological linkage and interaction behavior // Journal of Family Psychology. 2020. Vol. 34 (7). https://doi.org/10.1037/fam0000664

Информация об авторах

Сороковых Галина Викторовна

д. пед. н., проф.

Московский городской педагогический университет

Старицына Светлана Григорьевна

Московский городской педагогический университет

Морозова Виктория Игоревна

к. пед. н.

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 июля 2023.
  • Опубликована: 20 сентября 2023.

Ключевые слова

  • деятельность классного руководителя
  • субъекты образовательного пространства
  • коммуникативная культура учителя
  • педагогические конфликтные ситуации общения
  • activities of the class teacher
  • subjects of the educational space
  • a teacher’s communicative culture
  • pedagogical conflict situations of communication

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)