• Научная статья
  • 27 сентября 2023
  • Открытый доступ

Квест как метод активного обучения русскому языку как иностранному в военном вузе

Аннотация

Цель исследования заключается в обосновании эффективности применения квест-технологии в процессе обучения иностранных военнослужащих русскому языку. В статье рассматриваются возможности квест-технологии по использованию межпредметных связей, позволяющие на занятии по русскому языку как иностранному совместить изучение собственно языкового материала и фактов военной истории России. Приводится пример проведения квеста на занятии по русскому языку как иностранному в Военном университете им. князя Александра Невского, на котором организуются повторение и обобщение изученного языкового материала и в то же время ознакомление обучающихся с важными морскими победами в истории России. Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе работы выделены дидактические возможности применения квест-технологии в обучении русскому языку как иностранному, выявлены факторы, влияющие на эффективность усвоения материала, используемого в квесте. В результате выполнения исследования доказано, что квест-технология стимулирует иностранных курсантов к проявлению активности в процессе обучения, повышает их интерес к учёбе, поэтому её применение на занятиях по русскому языку как иностранному является целесообразным для совершенствования практического овладения русским языком и формирования у иностранных военнослужащих истинных представлений о военной истории России.

Источники

  1. Абдуразакова Д. С. Технология образовательного квеста в системе преподавания русского языка как иностранного // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. науч. тр. по мат. XIV междунар. междисциплинар. форума молодых ученых (г. Москва, 15 января 2018 г.). М.: Профессиональная наука, 2018.
  2. Анисимова Е. В., Волкова Е. А., Ковалёва А. Ю. Образовательный квест как современная технология обучения иностранцев русскому языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3 (36).
  3. Антипова И. А., Сидорова О. Ю. Применение образовательного квеста как формы контроля на занятиях по русскому языку как иностранному // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1.
  4. Ваулина А. В., Николенко Е. Ю. Методические особенности использования технологии веб-квест при обучении РКИ на разных уровнях // Stephanos. 2017. № 5 (25).
  5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
  6. Власова Н. А. Образовательный квест как форма организации занятия при обучении русскому языку как иностранному (из опыта проведения) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. № 3 (30).
  7. Гумерова А. М., Кудрявцева З. Г., Чусова К. В. Применение игровых технологий на уроках РКИ // Вопросы педагогики. 2020. № 9-2.
  8. Иванова А. А. Конструирование игрового образовательного квеста как средство формирования лингвокраеведческих знаний у иностранных студентов // Образовательный потенциал: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 30 января 2019 г.). Чебоксары, 2019. № 1.
  9. Коломейцева Е. Б. Квест-технология при изучении личности и произведений Ф. М. Достоевского на уроках РКИ // Русская литература в иностранной аудитории: сб. науч. ст. по итогам XIII междунар. науч.-практ. конф. «Человек в его духовном развитии: творчество Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского на занятиях по русскому языку и литературе в иностранной аудитории (к 200-летию великих писателей)» (г. Санкт-Петербург, 19 ноября 2021 г.). СПб., 2022. Вып. 10.
  10. Коломейцева Е. Б., Шмалько-Затинацкая С. А. Игра-квест как метод активного обучения в РКИ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2.
  11. Павлова Т. С. Военная проза как средство приобщения иностранцев к национальным русским ценностям на занятиях РКИ // Русская литература в иностранной аудитории: мат. XIV междунар. науч.-практ. конф. «Миры России. Русский человек, природа, язык как предметы осмысления в иностранной аудитории» (г. Санкт-Петербург, 18 ноября 2022 г.) / под общ. ред. Т. Г. Аркадьевой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. Вып. 11.
  12. Сафонова Е. В. Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приёмы // Народное образование. 2018. № 1.
  13. Турко У. И. Современные игровые технологии на уроках русского языка как иностранного: обзор лингводидактических практик // Art Logos. 2023. № 2 (23).
  14. Холодкова М. В. Реализация квест-технологии на начальном этапе обучения РКИ (на примере «живых» квестов) // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе: мат. IX междунар. науч. конф., посвящ. 10-летию кафедры русского языка как иностранного (г. Тамбов, 14-15 апреля 2020 г.). Тамбов, 2020.
  15. Яковлева Е. И. Использование игровых технологий при изучении имени числительного на уроках РКИ: промежуточный уровень // Когнитивные стратегии филологического образования в России и за рубежом: сб. науч. ст. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 130-летию со дня рождения Н. С. Трубецкого, проведенной в рамках научно-педагогического симпозиума «Образ России в международном образовательном пространстве: евро-азиатский вектор» (г. Екатеринбург, 27-28 ноября 2020 г.). Екатеринбург, 2020. Вып. II.

Информация об авторах

Павлова Татьяна Сергеевна

к. филол. н.

Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 августа 0023.
  • Опубликована: 27 сентября 2023.

Ключевые слова

  • квест-технология обучения
  • обучение русскому языку как иностранному
  • практическое овладение русским языком
  • межпредметные связи
  • иностранные курсанты
  • teaching quest technology
  • Russian as a foreign language teaching
  • practical mastery of the Russian language
  • interdisciplinary connections
  • foreign cadets

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)