• Научная статья
  • 20 октября 2023
  • Открытый доступ

Обучение этикету видеоконференции студентов неязыковых специальностей, изучающих испанский язык как второй иностранный, в рамках формирования социокультурной компетенции в области цифровой межкультурной коммуникации

Аннотация

Цель исследования – обоснование необходимости включения обучения этикетным нормам и правилам общения в формате видеоконференции для формирования у студентов неязыковых специальностей социокультурной компетенции в области цифрового межкультурного взаимодействия. В статье описываются социокультурные особенности этикета, принятого в испаноговорящем мире для осуществления эффективной цифровой коммуникации в формате видеоконференцсвязи, которые закладывают содержательную основу для обучения будущих специалистов в области информационной безопасности культуре речевого общения на испанском языке во время видеоконференций. Дается описание результатов педагогического эксперимента по диагностике знаний и умений студентов 3 курса направления подготовки 10.03.01 Информационная безопасность в области этикета видеоконференции на испанском языке. Научная новизна заключается в определении этикетных норм и правил общения в формате видеоконференции, являющихся компонентами содержания обучения испанскому языку как второму иностранному студентов неязыковых специальностей. В результате проведенного исследования выявлены социокультурные факторы, опосредующие эффективную коммуникацию с представителем испанской лингвокультуры в условиях видеоконференцсвязи и определяющие специфику формирования социокультурной компетенции студентов, изучающих испанский язык, в области цифрового межкультурного взаимодействия; разработаны авторская система упражнений и диагностическая игра, позволяющая проверить уровень знаний и умений обучающихся в области этикета видеоконференцсвязи, присущего испанской культуре общения.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  2. Балютина С. Е. О содержательном наполнении термина-понятия «социокультурная компетенция» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2008. № 3.
  3. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 2.
  4. Борщева О. В. Обучение иностранному языку с помощью онлайн-платформы Zoom: преимущества и трудности // Вопросы педагогики. 2020. № 11-2.
  5. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1999.
  6. Гуреева А. В., Валяева Е. Ф. Практика применения Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку // Современное педагогическое образование. 2020. № 6.
  7. Гусева А. В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения устному иноязычному общению (школа с углубленным изучением иностранного языка, французский язык): дисс.. к. пед. н. М., 2002.
  8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
  9. Латухина М. В. Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому языку // Приволжский научный вестник. 2014. № 12-1 (40).
  10. Панина Е. Ю., Лейберова В. А. Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка посредством использования видеоматериалов // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2019. № 15.
  11. Попова И. Ю. Опыт использования онлайн-платформы Zoom при дистанционном обучении иностранному языку в условиях пандемии Ковид-19 // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2021. № 1 (90).
  12. Романова М. В. Обучение иностранным языкам в эпоху цифровой трансформации: проблемы и перспективы // Информационная безопасность и межкультурная коммуникация в контексте цифровой трансформации: сб. науч. тр. М.: Московский государственный лингвистический университет; Медиа Группа Авангард, 2022.
  13. Романова М. В. Формирование умений ведения светской беседы как компонента межкультурного делового общения: английский язык, экономический вуз: дисс.. к. пед. н. М., 2012.
  14. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высшая школа; Амскорт Интернэшнл, 1991.
  15. Сысоев П. В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного и родного языков // Иностранные языки в школе. 2003. № 1.
  16. Шунтова О. В. К вопросу о социокультурном компоненте в программе обучения испанскому языку в школе с углубленным изучением испанского языка // Вестник Российского университета дружбы народов. Вопросы образования: языки и специальность. 2009. № 2.
  17. Cassany D. Prácticas letradas contemporáneas. México: Ríos de Tinta, 2008.
  18. Castells M. La sociedad red: una visión global. Madrid: Alianza Editorial, 2006.
  19. Dai Y. Situating Videoconferencing in a Connected Class toward Intercultural Knowledge Development: A Comparative Reflection Approach // The Internet and Higher Education. 2019. Iss. 41 (2).
  20. Ek J. van. Objectives For Foreign Language Learning: in 2 vols. Strasbourg: Council of Europe Press, 1986. Vol. 1.
  21. Ek J. van, Trim L. M. Threshold Level 1990. Strasbourg: Council of Europe Press, 1991.
  22. El español en el mundo 2022. Madrid: Instituto Cervantes, 2022.
  23. Eren O. Raising Critical Cultural Awareness through Telecollaboration: Insights for Pre-service Teacher Education // Computer Assisted Language Learning. 2021. Vol. 36 (2).
  24. Gómez-García L., Gutiérrez-Santiuste E., Moreno-López I. La videoconferencia: recurso educativo para promover la comunicación intercultural entre los estudiantes // Profesorado. 2021. Vol. 25 (2).
  25. Martín-Barbero J. De los medios a las mediaciones: comunicación, cultura y hegemonía. Barcelona: Editorial Gustavo Gili, 2002.
  26. Piscitelli A. Nativos digitales: dieta cognitiva, inteligencia colectiva y arquitecturas de la participación. Buenos Aires: Santillana Ediciones Generales, 2010.
  27. Toledo A. Desafíos de la investigación sobre cultura digital en América Latina. Encuadres para un debate epistemológico // Revista de Ciencias de la Comunicación e Información. 2020. Vol. 19 (34).

Информация об авторах

Романова Мария Валерьевна

к. пед. н.

Московский государственный лингвистический университет

Багирова Светлана Абузаровна

Московский государственный лингвистический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 сентября 2023.
  • Опубликована: 20 октября 2023.

Ключевые слова

  • этикет видеоконференции
  • социокультурная компетенция
  • цифровая межкультурная коммуникация
  • видеоконференцсвязь
  • обучение испанскому языку
  • video conference etiquette
  • socio-cultural competence
  • digital intercultural communication
  • video conferencing
  • Spanish language teaching

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)