• Научная статья
  • 27 декабря 2023
  • Открытый доступ

Психолого-педагогические основы обучения студентов японскому языку с помощью языкового корпуса на начальном этапе в языковом вузе

Аннотация

Цель исследования состоит в выявлении психолого-педагогических особенностей обучения студентов языкового вуза японскому языку на основе языкового корпуса на начальном этапе. Анализируется процесс взаимодействия обучающегося с языковым корпусом и лингвистической информацией из корпуса японского языка. Основное внимание в работе акцентируется на важности и необходимости анализа речевых шаблонов японского языка с помощью языкового корпуса, а также связи данных шаблонов и механизмов запоминания. Научная новизна заключается в разработке схемы обучения студентов языкового вуза японскому языку с опорой на языковой корпус на начальном этапе, включающей четыре основных этапа: восприятие, обнаружение, понимание и создание ментальной модели. Результатом исследования являются рассмотренные психолого-педагогические особенности обучения студентов языкового вуза японскому языку на основе корпуса на начальном этапе, которые могут лечь в основу соответствующей методики обучения.

Источники

  1. Абэ Х., Мисочко Г. О., Федянина В. А. Модель описания уровней владения японским языком как иностранным, разработанная Японским фондом // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022. № 3 (47).
  2. Багарян А. А. Методика формирования коллокационной осведомленности у студентов языковых факультетов: английский язык: дисс. … к. пед. н. Сочи, 2004.
  3. Бородай С. Ю. Язык и познание: пострелятивистская исследовательская программа // Вопросы языкознания. 2019. Т. 4.
  4. Горина О. Г. Использование технологий корпусной лингвистики для развития лексических навыков студентов-регионоведов в профессионально-ориентированном общении на английском языке: дисс. … к. пед. н. М., 2014.
  5. Евдокимова М. Г., Агамалиев Р. Т. Лингводидактический потенциал систем искусственного интеллекта // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2 (38).
  6. Евдокимова М. Г., Красильщикова М. А. Методологические подходы к системному исследованию цифровых средств обучения иностранным языкам // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. № 1.
  7. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. – Воронеж: Московский психолого-социальный институт; НПО «МОДЭК», 2001.
  8. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961.
  9. Клочихин В. В. Психологические аспекты формирования коллокационной компетенции // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 191.
  10. Козловская В. А. К вопросу применения текстовых корпусов в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 80-5.
  11. Мызникова В. В. Использование ON-LINE ресурсов на уроках японского языка // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. и докл. XI всерос. науч.-практ. конференции (г. Владивосток, 12 мая 2017 г.). Владивосток: ДВФУ, 2017.
  12. Плиева А. О. Применение интернет-технологий в обучении студентов иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81).
  13. Плужникова Н. Н. Педагогика конструктивизма как методологическая модель современной культуры // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. № 3.
  14. Савинская А. В. Использование интернет-ресурсов в процессе создания дидактических материалов по японскому языку // Японский язык в вузе: актуальные проблемы преподавания: мат. междунар. науч.-практ. конференции (г. Москва, 21-22 марта 2019 г.). М.: Ключ-С, 2019. Вып. 19.
  15. Стрижак У. П. Эпистемологический потенциал переводных текстов (на материале русско-японского параллельного корпуса художественных произведений) // Вестник Московского университета. Серия 22: Теория перевода. 2023. № 1.
  16. Толстова Т. В. Корпусная лингвистика в обучении английскому языку делового общения // Вопросы прикладной лингвистики: сб. науч. трудов. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2009.
  17. Aston G. Learning English with the British National Corpus // Battaner M. P. 6th Jornada de Corpus Linguistics. Barcelona, 1998.
  18. Behrens H. Constructivist Approaches to First Language Acquisition // Journal of Child Language. 2021. Vol. 48 (5).
  19. Bolton A., Cobb T. Corpus Use in Language Learning: A Meta-Analysis: Meta-Analysis of Corpus Use in Language Learning // Language Learning. 2017. Vol. 67. Iss. 2.
  20. Dunbar R., Barrett L., Lycett J. Evolutionary Psychology: A Beginner’s Guide. Oxford: Oneworld Publications, 2005.
  21. Mattson M. P. Superior Pattern Processing Is the Essence of the Evolved Human Brain // Frontiers in Neuroscience. 2014. Vol. 8.
  22. Schmidt R. The Role of Consciousness in Second Language Learning // Applied Linguistics. 1990. Vol. 11.
  23. Taylor J. R. The Mental Corpus: How Language is Represented in the Mind. N. Y.: Oxford University Press, 2012.
  24. Vyatkina N. Corpora as Open Educational Resources for Language Teaching // Foreign Language Annals. 2020. Vol. 53. No. 2.

Информация об авторах

Нургалиев Илназ Рамилович

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 ноября 2023.
  • Опубликована: 27 декабря 2023.

Ключевые слова

  • обучение японскому языку
  • языковой корпус
  • начальный этап обучения иностранному языку
  • речевые шаблоны японского языка
  • Japanese language teaching
  • text corpus
  • initial stage of foreign language learning
  • speech patterns of the Japanese language

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)