• Научная статья
  • 27 декабря 2023
  • Открытый доступ

Деятельность Читинского государственного педагогического института в конце 1940-х – начале 1950-х годов в контексте образовательной политики СССР в сфере высшего образования

Аннотация

Цель исследования – представить специфику развития высшего педагогического образования Забайкалья в конце 1940-х – начале 1950-х годов в контексте образовательной политики СССР в сфере высшего образования. В статье проанализированы основные направления работы Читинского государственного педагогического института на фоне действующей тогда в стране нормативно-правовой базы, указываются трудности, с которыми пришлось столкнуться вузу в послевоенные годы. Научная новизна заключается в определении основных направлений образовательной политики СССР в конце 1940-х – начале 1950-х и путей ее осуществления в системе высшего образования на примере Читинского государственного педагогического института на основе вводимых в научный оборот источников из фондов Государственного архива Забайкальского края и сопоставления их с действующей в то время нормативно-правовой базой в сфере высшего образования. В результате исследования выделены основные аспекты развития высшего педагогического образования Читинской области в послевоенные годы, определена его специфика.

Источники

  1. Кузнецов В. В., Яремчук О. А., Пряженникова М. В. Факультет физической культуры и спорта Забайкальского государственного университета: история и современность // Теория и практика физической культуры. 2019. № 12.
  2. Дмитриева М. А. Реализация государственной политики в области высшего образования в советский период // Правоприменение в публичном и частном праве: мат. междунар. науч. конференции. Омск: Изд-во Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, 2021.
  3. Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет имени Н. Г. Чернышевского. История и современность, 1938-2008 / отв. ред. М. В. Константинов. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2008.
  4. Зайцева А. Г. Организация, нормативное обеспечение и деятельность Министерства высшего образования СССР в 1946-1953 гг. // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 8.
  5. Коробкова Н. П., Козлов В. А. Становление и развитие высшего образования в Алтайском крае (1941-1991 гг.): перипетии советского тренда // Известия Алтайского государственного университета. 2017. № 5 (97).
  6. Милованов К. Ю. Динамика стратегических оснований государственной образовательной политики в СССР (1930-1950-е гг.) // Проблемы современного образования. 2016. № 6.
  7. Николаев Е. Е. Советская социальная политика в послевоенный период (1945-1953 гг.) // Общество: философия, история, культура. 2018. № 8 (52).
  8. Пряженникова М. В., Яремчук О. А. Учебная деятельность Читинского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны // Забайкалье в отечественной военной истории: мат. всерос. науч.-практ. конференции с междунар. участием, посвящённой присвоению г. Чите почётного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» / отв. ред. Е. В. Дроботушенко, Ю. Н. Ланцова. Чита, 2022.
  9. Хаминов Д. В. Администрирование и нормативное регулирование советской системой общего, среднего и высшего образования в контексте государственной политики и идеологии в СССР (историко-правовой аспект) // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 479.
  10. Ханин Г. И. Высшее образование и российское общество. 2008. http://www.ieie.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2008_09/Hanin/
  11. Хорошенкова А. В. Реорганизация советского высшего исторического образования в послевоенный период: тенденции и противоречия // Наука и школа. 2014. № 3.
  12. Шпаковская Л. Л. Советская образовательная политика: социальная инженерия и классовая борьба // Журнал исследований социальной политики. 2009. Т. 7. № 1.
  13. Яремчук О. А. Деятельность Читинского государственного педагогического института в 1938-1940 гг.: трудности предвоенного периода // Сибирь в изменяющемся мире. История и современность: мат. всерос. науч.-теор. конференции, посвященной памяти доктора исторических наук, профессора Всеволода Ивановича Дулова. Иркутск, 2020.
  14. Яремчук О. А. Научно-исследовательская работа в Читинском пединституте в начальный период Великой Отечественной войны // Приграничный регион в историческом развитии: партнёрство и сотрудничество: мат. междунар. науч.-практ. конференции. Чита, 2021.
  15. Яремчук О. А., Пряженникова М. В. Учебная деятельность Читинского государственного педагогического института во второй половине 1940-х годов // Манускрипт. 2021. Т. 14. Вып. 12.
  16. Ящук Т. Ф. Правовое регулирование в сфере высшего образования в России (историко-правовой аспект) // Правоприменение. 2017. Т. 1. № 4.

Информация об авторах

Яремчук Ольга Анатольевна

к. ист. н., доц.

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Пряженникова Марина Владимировна

к. ист. н., доц.

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 ноября 2023.
  • Опубликована: 27 декабря 2023.

Ключевые слова

  • высшее образование
  • Читинский государственный педагогический институт
  • образовательная политика СССР
  • нормативно-правовая база сферы высшего образования
  • higher education
  • Chita State Pedagogical Institute
  • Soviet educational policy
  • regulatory framework of higher education

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)