• Научная статья
  • 24 января 2024
  • Открытый доступ

Особенности разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями

Аннотация

Цель исследования – представить особенности разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями с учетом этапа школьного обучения. В статье раскрыты специфические особенности организации и содержания психолого-педагогического изучения обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями, представлены этапы разработки и реализации СИПР для детей этой группы, определены показатели эффективности реализации СИПР. Статья знакомит со своеобразием проектирования структуры и содержания СИПР для обучающихся с интеллектуальными (умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью) и зрительными нарушениями. Научная новизна исследования: впервые в специальной педагогике и тифлопедагогике представлены механизмы дифференцированного учета специфики компенсаторного развития обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями различной степени выраженности, а также формирования у обучающихся данной группы академического компонента и компонента жизненной компетенции посредством разработки и реализации СИПР. Показано своеобразие негативного влияния сочетания интеллектуальных и зрительных нарушений на компенсаторное развитие и возможности социальной адаптации обучающихся. Разработан индивидуально-дифференцированный подход к организации и проведению психолого-педагогического обследования обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями, а также различным уровнем коммуникативного развития. В области олигофренопедагогики впервые предложены обоснованные рекомендации к разработке и реализации СИПР для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и слабовидением, в том числе с пониженным зрением с учетом этапа школьного обучения. В результате исследования создан научно-методический алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями посредством разработки и реализации СИПР в единстве ее образовательной и коррекционно-компенсаторной составляющей, обеспечивающий формирование на доступном уровне компонента жизненной компетенции.

Источники

  1. Басилова Т. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями // Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов / под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Академия, 2001.
  2. Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения (из опыта психол.-пед. обследования). М.: Просвещение, 1972.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой.
  4. Головчиц Л. А., Царев А. М. Проблемы терминологии в области образования лиц, имеющих комплексные нарушения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3.
  5. Гончарова Е. Л. Тифлосурдопедагогика – практике образования детей с множественными нарушениями развития // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. № 41.
  6. Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология. 2011. № 5.
  7. Жигорева М. В. Модульная система коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития // Коррекционная педагогика. 2009. № 5 (35).
  8. Закрепина А. В., Стребелева Е. А. Теоретико-методические ориентиры для разработки содержания коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с умственной отсталостью I-IV классов (АООП вариант 9.1) // Специальное образование. 2023. № 2 (70).
  9. Закрепина А. В., Стребелева Е. А., Кинаш Е. А., Бутусова Т. Ю., Мишина Г. А. Типология особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями /в условиях цифровой образовательной среды/: эмпирическое исследование // Дефектология. 2022. № 2.
  10. Катаева А. А., Басилова Т. А., Гончарова Е. Л. О некоторых аспектах изучения психического развития слепоглухих детей, потерявших слух и зрение на ранних этапах онтогенеза // Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухонемых детей: сб. науч. трудов. М., 1998.
  11. Козырева В. П. Формирование коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями в процессе коррекционной работы: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2011.
  12. Константинова И. С. Музыкальные занятия как средство психолого-педагогической помощи детям с множественными нарушениями развития: дисс. … к. психол. н. М., 2011.
  13. Лисовская Т. В. Педагогическая система непрерывного образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития в Республике Беларусь: автореф. дисс. … д. пед. н. СПб., 2017.
  14. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / НИИ дефектологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989.
  15. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Изд-е 8-е, стер. М.: Академия, 2013.
  16. Мишина Г. А., Стребелева Е. А., Шилова Е. А., Мартышевская Д. М. Структура личностных достижений школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Специальное образование. 2022. № 1 (65).
  17. Павлова Н. Н. Активизация психического развития детей раннего возраста с множественными нарушениями средствами коррекционной педагогики: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2018.
  18. Певзнер М. С., Молчановская И. В., Давыдов В. А. Клинико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся с глубокими поражениями зрения // Басилова Т. А., Головчиц Л. А., Жигорева М. В., Переверзева М. В., Саломатина И. В. Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями (XX век): хрестоматия. М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022.
  19. Переверзева М. В. Использование технических средств реабилитации детьми со сложными сенсорными нарушениями // Детская и подростковая реабилитация. 2023. № 1 (49).
  20. Скрипниченко В. В. Адаптивная образовательная среда как условие формирования коммуникативных навыков у учащихся с множественными нарушениями развития: дисс. … к. пед. н. Астрахань, 2006.
  21. Соколянский И. А. Подготовка слепоглухонемого подростка к производственному труду в условиях домашнего воспитания // Обучение и воспитание слепоглухонемых: сборник / под ред. И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова. М.: Известия АПН РСФСР, 1962. Вып. 12.
  22. Солнцева Л. И. Слепые и слабовидящие дети со сниженной умственной работоспособностью. М.: Институт коррекционной педагогики РАО, 1998.
  23. Соловьева Т. А. Кадровое обеспечение системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17. № S2.
  24. Царев А. М. Актуальные вопросы образования, жизнеустройства и комплексного сопровождения людей с тяжелыми нарушениями развития (часть 1) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 6.
  25. Шохова О. В. Педагогическая технология формирования эмоционального реагирования у дошкольников с множественными нарушениями развития: дисс. … к. пед. н. М., 2017.

Информация об авторах

Болдинова Ольга Геннадьевна

Институт коррекционной педагогики, г. Москва

Иванова Екатерина Александровна

к. психол. н.

Институт коррекционной педагогики, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 ноября 2023.
  • Опубликована: 24 января 2024.

Ключевые слова

  • специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
  • комплексные нарушения
  • нарушения зрения
  • умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость
  • разработка и реализация специальной индивидуальной программы развития
  • Specialized Individual Programme of Development (SIPD)
  • complex disorders
  • visual impairment
  • moderate, severe and profound mental retardation
  • development and implementation of a Specialized Individual Programme of Development

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)