• Научная статья
  • 21 февраля 2024
  • Открытый доступ

Значение аутентичной авторской сказки в процессе формирования эмотивной компетенции школьников среднего звена на занятиях по иностранному языку в системе дополнительного образования

Аннотация

Цель исследования – выявить дидактические возможности и дать теоретическое обоснование целесообразности использования аутентичной литературной авторской сказки в формировании эмотивной компетенции при обучении школьников иностранному языку в системе дополнительного образования. В статье проведен анализ различных дидактических возможностей литературных сказок при обучении учащихся среднего звена в процессе обучения иностранному языку. Научная новизна состоит в разработке и апробации комплекса упражнений на основе литературной сказки Майкла Бонда «Медвежонок по имени Паддингтон», вовлекающих учащихся в процесс иноязычного общения и обеспечивающих формирование элементов эмотивной компетенции. В результате обосновано, что в ходе работы с художественной литературой у детей развиваются не только языковые навыки, а также эмоциональный интеллект. Учащиеся узнают, как определять эмоциональный характер текста, и позже используют эмоционально окрашенную лексику в монологической речи, что способствует формированию эмотивной компетенции.

Источники

  1. Безуглая Ю. В., Самойленко Н. Б. Обучение английскому языку младших школьников: дидактические возможности английской сказки // Проблемы и перспективы современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания, филология, организация работы с молодёжью. 2022. № 3.
  2. Брадунова К. И. Эмоциональность. Эмотивность. Экспрессивность: сходство и различие понятий // Идеи. Поиски. Решения. 2020. Т. 7.
  3. Брауде Л. Ю. Скандинавская литературная сказка. М.: Наука, 1979.
  4. Бурлакова И. И., Хорохорина Г. А., Глухова Е. В., Головяшкина М. А. Использование произведений британской литературы ХХ века в обучении студентов английскому языку // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2023. № 2. https://doi.org/10.36622/VSTU.2023.51.87.003
  5. Гончарова Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса // Дефектология. 2007. № 1.
  6. Егорова О. А. Специфика мифологической основы волшебного вымысла в сказках Британских островов // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 1.
  7. Карасик О. Б., Шалагина О. В. Особенности перевода речевого поведения персонажей произведения М. Бонда «Медвежонок по имени Паддингтон» // Казанская наука. 2018. № 6.
  8. Копыловская М. Ю., Ялышева А. В. Эмотивная компетенция и ее структура в теории обучения иностранным языкам // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 6-1.
  9. Латыпов Р. А. О критерии оценивания сформированности иноязычной эмотивной компетенции // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 2.
  10. Лукьянова М. И., Захарова Л. М. Читательская компетентность младшего школьника: формирование в процессе изучения зарубежной литературы // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 8. https://doi.org/10.17513/snt.39748
  11. Маджитова Х. Т., Бурибаева Ш. А. Сказки при обучении иностранному языку детей начальных классов // Вестник науки и творчества. 2018. № 6.
  12. Мальчихина Ю. Н. Читательская компетентность младших школьников // Филологическое образование в период детства. 2022. № 29.
  13. Милованова Л. А., Шевчик Е. Е. Обучение студентов рецептивной эмотивной лексике в процессе чтения художественных текстов на английском языке // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (136).
  14. Михина Г. Б., Хальченко М. Е. Педагогические условия развития познавательного интереса у младших школьников к изучению английского языка в системе дополнительного образования // Евразийское научное объединение. 2020. № 6-6.
  15. Мостепанов А. А. Анималистический жанр в английской литературной сказке XX века: автореф. дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2011.
  16. Осипова Н. В. Нравственно-эстетическое воспитание лингвистически одарённых школьников в процессе обучения иностранному языку средствами художественной литературы // Мир педагогики и психологии. 2017. № 7.
  17. Оян Мэйхэ, Сунь Ань. О функции нравственного воспитания литературы как курса, на примере курса английской литературы // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 182.
  18. Першутин С. В. Принципы обучения эмотивной лексике в старших классах средней школы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 11-3 (53).
  19. Першутин С. В., Ходырева Е. Б. Эмотивные тексты как средство формирования эмотивной компетенции студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-4.
  20. Разоренова Ю. А., Шляхова П. Е. Методика работы с эмотивной лексикой в процессе обучения полному пониманию современных англоязычных художественных текстов // Инновации в науке. 2016. № 4-2.
  21. Саломатина Л. С. Идеи К. Д. Ушинского о нравственном и эстетическом воспитании школьников и модернизация образования в современной школе // Образование в современной школе. 2004. № 11.
  22. Сема К. С. Использование дидактической сказки в процессе обучения иностранному языку // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И. П. Шамякина. 2013. № 3.
  23. Сребрянская Н. А., Демидова Ю. А. Структурно-семантические особенности эмотивной лексики в современной британской детской литературе // Гуманитарные исследования. 2022. № 2.
  24. Стуколова Е. А., Санжаровская К. Ю. Английские народные сказки как средство формирования иноязычной социокультурной компетенции // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2020. № 2.
  25. Сушкова Н. А. Диалог культур в английской литературной анималистической сказке (на примере сборника рассказов «Медвежонок по имени Паддингтон» Майкла Бонда) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 3-4.
  26. Тарнаева Л. П. Обучение будущих переводчиков трансляции культурно-специфических смыслов институционального дискурса: дисс. … д. пед. н. СПб., 2011.
  27. Ушинский К. Д. Воспитание человека. Избранное. М.: Карапуз, 2000.
  28. Чернышов С. В. Структура и содержание эмотивной компетенции // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2015. № 30.
  29. Чернышов С. В. Эмотивная компетенция как обособленный методический конструкт // Иностранные языки в школе. 2018. № 8.
  30. Чернышов С. В. Эмоциональный концепт как дидактическая единица содержания обучения иноязычной эмотивной коммуникации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 4.
  31. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. М.: ЛИБРОКОМ, 2019.
  32. Шаховский В. И. Эмоциональная/эмотивная компетенция в межкультурной коммуникации (есть ли неэмоциональные концепты?) // Мир лингвистики и коммуникации. 2009. Т. 1. № 16.
  33. Шевчик Е. Е. Формирование эмотивной компетенции студентов-филологов в процессе чтения художественных текстов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 9 (33).
  34. Calafato R. Literature in Language Education. Evolving Language Pedagogies and Text Preferences in Contemporary Russia // Educational Studies Moscow. 2018. Vol. 2. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-2-91-116
  35. Kovacova Svecova Z., Smalley D. Slovak as a Foreign Language – Teaching Language through Stories and Fairy Tales // 12th International Conference on Education and New Learning Technologies. EDULEARN20 Proceedings. 2020. https://doi.org/10.21125/edulearn.2020.1521
  36. Kowalska M., Wróbel M. Basic Emotions // Encyclopedia of Personality and Individual Differences / ed. by V. Zeigler-Hill, T. Shackelford. Cham: Springer, 2017. https://doi.org/10.1007/978-3-319-28099-8_495-1
  37. Sharipova C. A. The Role of Fairy Tales in the Teaching of English // Scientific Progress. 2021. Vol. 2. https://doi.org/10.5281/zenodo.7324366

Информация об авторах

Шленская Наталия Марковна

доц.

Московский государственный гуманитарно-экономический университет

Плетнева Наталья Сергеева

Российский биотехнологический университет, г. Москва

Скиба Анна Александровна

Московский государственный гуманитарно-экономический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 января 2024.
  • Опубликована: 21 февраля 2024.

Ключевые слова

  • формирование эмотивной компетенции у школьников
  • обучение английскому языку
  • система дополнительного образования
  • аутентичная авторская сказка
  • воспитательное значение сказки
  • formation of schoolchildren’s emotive competence
  • English language teaching
  • system of additional education
  • authentic author’s fairy tale
  • educational significance of a fairy tale

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)