• Original research article
  • February 21, 2024
  • Open access

The significance of an authentic author’s fairy tale in developing the emotive competence of middle school students in foreign language classes in the additional education system

Abstract

The purpose of the study is to identify didactic possibilities and provide theoretical justification for the feasibility of using an authentic literary fairy tale in the formation of emotive competence when teaching schoolchildren a foreign language in the system of additional education. The article analyzes the various didactic possibilities of literary fairy tales when teaching a foreign language to middle-level students. The scientific novelty lies in the development and testing of a set of exercises based on the literary fairy tale “A Bear Called Paddington” by Michael Bond, involving students in the process of foreign language communication and ensuring the formation of elements of emotive competence. As a result of working with fiction, children develop not only language skills, but also emotional intelligence. Students learn how to determine the emotional nature of a text and later use emotionally charged vocabulary in monologue speech, which contributes to the formation of emotive competence.

References

  1. Безуглая Ю. В., Самойленко Н. Б. Обучение английскому языку младших школьников: дидактические возможности английской сказки // Проблемы и перспективы современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания, филология, организация работы с молодёжью. 2022. № 3.
  2. Брадунова К. И. Эмоциональность. Эмотивность. Экспрессивность: сходство и различие понятий // Идеи. Поиски. Решения. 2020. Т. 7.
  3. Брауде Л. Ю. Скандинавская литературная сказка. М.: Наука, 1979.
  4. Бурлакова И. И., Хорохорина Г. А., Глухова Е. В., Головяшкина М. А. Использование произведений британской литературы ХХ века в обучении студентов английскому языку // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2023. № 2. https://doi.org/10.36622/VSTU.2023.51.87.003
  5. Гончарова Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса // Дефектология. 2007. № 1.
  6. Егорова О. А. Специфика мифологической основы волшебного вымысла в сказках Британских островов // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 1.
  7. Карасик О. Б., Шалагина О. В. Особенности перевода речевого поведения персонажей произведения М. Бонда «Медвежонок по имени Паддингтон» // Казанская наука. 2018. № 6.
  8. Копыловская М. Ю., Ялышева А. В. Эмотивная компетенция и ее структура в теории обучения иностранным языкам // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 6-1.
  9. Латыпов Р. А. О критерии оценивания сформированности иноязычной эмотивной компетенции // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 2.
  10. Лукьянова М. И., Захарова Л. М. Читательская компетентность младшего школьника: формирование в процессе изучения зарубежной литературы // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 8. https://doi.org/10.17513/snt.39748
  11. Маджитова Х. Т., Бурибаева Ш. А. Сказки при обучении иностранному языку детей начальных классов // Вестник науки и творчества. 2018. № 6.
  12. Мальчихина Ю. Н. Читательская компетентность младших школьников // Филологическое образование в период детства. 2022. № 29.
  13. Милованова Л. А., Шевчик Е. Е. Обучение студентов рецептивной эмотивной лексике в процессе чтения художественных текстов на английском языке // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (136).
  14. Михина Г. Б., Хальченко М. Е. Педагогические условия развития познавательного интереса у младших школьников к изучению английского языка в системе дополнительного образования // Евразийское научное объединение. 2020. № 6-6.
  15. Мостепанов А. А. Анималистический жанр в английской литературной сказке XX века: автореф. дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2011.
  16. Осипова Н. В. Нравственно-эстетическое воспитание лингвистически одарённых школьников в процессе обучения иностранному языку средствами художественной литературы // Мир педагогики и психологии. 2017. № 7.
  17. Оян Мэйхэ, Сунь Ань. О функции нравственного воспитания литературы как курса, на примере курса английской литературы // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 182.
  18. Першутин С. В. Принципы обучения эмотивной лексике в старших классах средней школы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 11-3 (53).
  19. Першутин С. В., Ходырева Е. Б. Эмотивные тексты как средство формирования эмотивной компетенции студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-4.
  20. Разоренова Ю. А., Шляхова П. Е. Методика работы с эмотивной лексикой в процессе обучения полному пониманию современных англоязычных художественных текстов // Инновации в науке. 2016. № 4-2.
  21. Саломатина Л. С. Идеи К. Д. Ушинского о нравственном и эстетическом воспитании школьников и модернизация образования в современной школе // Образование в современной школе. 2004. № 11.
  22. Сема К. С. Использование дидактической сказки в процессе обучения иностранному языку // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И. П. Шамякина. 2013. № 3.
  23. Сребрянская Н. А., Демидова Ю. А. Структурно-семантические особенности эмотивной лексики в современной британской детской литературе // Гуманитарные исследования. 2022. № 2.
  24. Стуколова Е. А., Санжаровская К. Ю. Английские народные сказки как средство формирования иноязычной социокультурной компетенции // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2020. № 2.
  25. Сушкова Н. А. Диалог культур в английской литературной анималистической сказке (на примере сборника рассказов «Медвежонок по имени Паддингтон» Майкла Бонда) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 3-4.
  26. Тарнаева Л. П. Обучение будущих переводчиков трансляции культурно-специфических смыслов институционального дискурса: дисс. … д. пед. н. СПб., 2011.
  27. Ушинский К. Д. Воспитание человека. Избранное. М.: Карапуз, 2000.
  28. Чернышов С. В. Структура и содержание эмотивной компетенции // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2015. № 30.
  29. Чернышов С. В. Эмотивная компетенция как обособленный методический конструкт // Иностранные языки в школе. 2018. № 8.
  30. Чернышов С. В. Эмоциональный концепт как дидактическая единица содержания обучения иноязычной эмотивной коммуникации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 4.
  31. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. М.: ЛИБРОКОМ, 2019.
  32. Шаховский В. И. Эмоциональная/эмотивная компетенция в межкультурной коммуникации (есть ли неэмоциональные концепты?) // Мир лингвистики и коммуникации. 2009. Т. 1. № 16.
  33. Шевчик Е. Е. Формирование эмотивной компетенции студентов-филологов в процессе чтения художественных текстов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 9 (33).
  34. Calafato R. Literature in Language Education. Evolving Language Pedagogies and Text Preferences in Contemporary Russia // Educational Studies Moscow. 2018. Vol. 2. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-2-91-116
  35. Kovacova Svecova Z., Smalley D. Slovak as a Foreign Language – Teaching Language through Stories and Fairy Tales // 12th International Conference on Education and New Learning Technologies. EDULEARN20 Proceedings. 2020. https://doi.org/10.21125/edulearn.2020.1521
  36. Kowalska M., Wróbel M. Basic Emotions // Encyclopedia of Personality and Individual Differences / ed. by V. Zeigler-Hill, T. Shackelford. Cham: Springer, 2017. https://doi.org/10.1007/978-3-319-28099-8_495-1
  37. Sharipova C. A. The Role of Fairy Tales in the Teaching of English // Scientific Progress. 2021. Vol. 2. https://doi.org/10.5281/zenodo.7324366

Author information

Nataliya Markovna Shlenskaya

Moscow State Humanitarian and Economic University

Natalia Sergeevna Pletneva

Russian Biotechnological University (ROSBIOTECH), Moscow

Anna Aleksandrovna Skiba

Moscow State Humanitarian and Economic University

About this article

Publication history

  • Received: January 12, 2024.
  • Published: February 21, 2024.

Keywords

  • формирование эмотивной компетенции у школьников
  • обучение английскому языку
  • система дополнительного образования
  • аутентичная авторская сказка
  • воспитательное значение сказки
  • formation of schoolchildren’s emotive competence
  • English language teaching
  • system of additional education
  • authentic author’s fairy tale
  • educational significance of a fairy tale

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)