• Научная статья
  • 26 февраля 2024
  • Открытый доступ

Связь между осознанием ценности времени и сформированностью мягких навыков у студентов инженерно-управленческих специальностей

Аннотация

Цель исследования – определение взаимосвязей между осознанием ценности времени у студентов инженерно-управленческих специальностей и сформированностью у них мягких навыков. В статье рассмотрена значимость мягких навыков, в том числе самоменеджмента, осознания ценности времени, найдены корреляционные взаимосвязи между этим навыком (осознание ценности времени) и другими – готовностью к коммуникации, критическим мышлением, эмоциональным интеллектом. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые определены социально-когнитивные предикторы ценности времени и выявлены корреляционные связи между данным параметром и рядом мягких навыков у студентов инженерных специальностей. В результате исследования заключается, что чем более у студента развито осознание ценности времени, тем выше его эмоциональный интеллект, а также более высокие показатели по шкалам «Сноровка, хватка и предприимчивость», «Вербальная компетентность» методики КОСКОМ В. Н. Куницыной, что повышает коммуникативно-личностный потенциал человека. Кроме того, осознание ценности времени прямо положительно влияет на успеваемость студента. В свою очередь, развитое критическое мышление будет скорее приводить к снижению рассматриваемого показателя. К социально-когнитивным предикторам развития осознания ценности времени у студентов относятся следующие показатели: самомотивация, коммуникативно-личностный потенциал, а также академическая успеваемость (связь прямая), понимание ситуаций и эмоциональная стабильность (связь обратная).

Источники

  1. Бабчинська О. І., Прокопчук А. М. Роль самоменеджменту в управлінні і саморозвитку менеджера // Крымский экономический вестник. 2012. Т. 2. № 1 (01).
  2. Бугославская А. В. Самоменеджмент как средство коррекции самоорганизации обучающихся вуза // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2023. № 11.
  3. Вениг С. Б., Соловьева В. А., Абрамович В. Р. Формирование профессиональной образовательной системы с учетом когнитивных искажений в мышлении студента // Управление устойчивым развитием. 2022. № 2 (39).
  4. Викторова М. М. Самоменеджмент как инструмент личностного роста // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 10 (74).
  5. Голя Н. Г. Технологии самоменеджмента как важный фактор развития творческого потенциала руководителей учреждений профессионально-технического образования // Науковий огляд. 2018. № 9 (52).
  6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021.
  7. Ильин Е. И. Методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ). Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2011.
  8. Князев Е. Б., Сергеев А. С., Долгова Л. В., Игонин В. А. Якорь карьеры на предпринимательство у студентов медицинского вуза в зависимости от социально-демографических факторов // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: мат. IV междунар. науч.-практ. конференции. Саратов, 2022.
  9. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
  10. Луценко Е. Л. Адаптация теста критического мышления Л. Старки // Вісник Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна. Серія: Психологія. 2014. № 1110.
  11. Мосесян А. В. Жизнь и время как ценности: взгляд студента-социолога // Современная философия и социальные науки глазами молодых ученых: сб. статей и эссе. М., 2024.
  12. Нестик Т. А. Социально-психологическая детерминация группового отношения к времени: дисс. … д. психол. н. М., 2015.
  13. Осипова О. П., Шклярова О. А. Ресурс самоменеджмента в повышении профессиональной жизнеспособности и развитии управленческой культуры педагогических работников // Проблемы современного образования. 2020. № 5.
  14. Распопова А. С. Тенденции принятия решений как ресурс совладания со стрессом у студентов, занимающихся спортом // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2021. № 11.
  15. Резник С. Д., Чемезов И. С. О понимании принципа «выкладываться полностью» в деятельности организованного менеджера // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2019. Т. 4. № 4.
  16. Севостьянов Д. А., Гайнанова А. Р. Целеполагание современных студентов: инверсивный анализ // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7.
  17. Синица А. В. Организация рабочего времени как составляющая самоменеджмента руководителя // Вестник Сумского национального аграрного университета. 2012. № 3.
  18. Скрынская О. А., Шперх А. А. Развитие мягких навыков в условиях VUCA-мира // Наука и школа. 2022. № 2.
  19. Соловьева В. А., Винокурова С. А. Определение путей формирования мягких навыков у студентов инженерных специальностей в процессе преподавания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» // Всемирный день качества – 2022: мат. III междунар. конференции. Саратов, 2022.
  20. Соловьева В. А., Иноземцева Н. П. Оценка уровня эмоционального интеллекта студентов-медиков для определения потребности в совершенствовании образовательного процесса // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 3.
  21. Старцева В. А., Нургалиева К. Р., Лапшина Е. А. Роль обучения рефлексии студентов при принятии жизненно важных решений // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3.
  22. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. № 21 (8). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89
  23. Эрнст Г. Г. Самоанализ урока на основе рефлексии: в помощь учителю // Народное образование. 2016. № 7-8 (1458).
  24. Ghali B. A. A., Miri L., Hamzah K. D. Self-Management and Its Relation to Organizational Excellence // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7 (4).
  25. Marchenko Yu., Veretyl’nik Yu., Zhupanova D. Innovative Technologies in the Process of Selfmanagement Implementation by Future Leader // Велес. 2019. № 3-1 (69).
  26. Stan M. M. Self-management Skills and Student Achievement – A Pilot Study // ATEE 2020 – Winter Conference 2020. Teacher Education for Promoting Well Being in School. Suceava, 2021. Vol. 16. https://doi.org/10.18662/lumproc/atee2020/34
  27. Starkey L. Critical Thinking Skills Success in 20 Minutes a Day. N. Y., 2004.

Информация об авторах

Соловьева Валентина Александровна

к. пед. н.

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского; Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского

Диброва Марина Викторовна

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

Князев Евгений Борисович

к. психол. н.

Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского

Винокурова Светлана Анатольевна

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 января 2024.
  • Опубликована: 26 февраля 2024.

Ключевые слова

  • мягкие навыки
  • ценность времени
  • самоменеджмент
  • эмоциональный интеллект
  • социальный интеллект
  • социально-когнитивные предикторы
  • студенты инженерных специальностей
  • soft skills
  • value of time
  • self-management
  • emotional intellect
  • social intelligence
  • social-cognitive predictors
  • engineering students

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)