• Научная статья
  • 28 февраля 2024
  • Открытый доступ

Искусственный интеллект как инструмент оптимизации работы преподавателя высшей школы

Аннотация

Целью статьи является обоснование возможности применения технологий искусственного интеллекта – нейросетей – для оптимизации деятельности преподавателя высшей школы. В статье рассматриваются обучающие возможности искусственного интеллекта для использования его в образовательном процессе высшей школы. Представлены процессуальные характеристики искусственного интеллекта с целью определения и описания его функций для использования в работе высшей школы. Научная новизна исследования заключается в выявлении обучающего потенциала технологий искусственного интеллекта – нейросетей – применительно к образовательному процессу и оптимизации работы преподавателя высшей школы. Результатами исследования являются следующие показатели: 1) искусственный интеллект имеет огромный диапазон использования в образовательном процессе; 2) нейросети – технологии искусственного интеллекта – продемонстрировали возможности своего обучающего потенциала для оптимизации работы преподавателя высшей школы.

Источники

  1. Авершина М. В. Искусственный интеллект в современном образовании // Академическая публицистика. 2021. № 5.
  2. Агальцова Д. В., Валькова Ю. Е. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99).
  3. Вовк Е. В., Супрун А. А. Искусственный интеллект и цифровая педагогика как тренд современной образовательной среды высших учебных заведений // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-2.
  4. Гаркуша Н. С., Городова Ю. С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 1.
  5. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / ред. С. Ю. Князева; пер. с англ.: А. В. Паршакова. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020.
  6. Курбанова З. С., Исмаилова Н. П. Нейросети в контексте цифровизации образования и науки // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 3 (100).
  7. Лукинский И. С., Горшенева И. А., Сумина А. В. Использование искусственного интеллекта в качестве инструмента оптимизации научной деятельности: pro et contra // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1.
  8. Паршутин И. А., Деулин Д. В. Применение технологий искусственного интеллекта студентами вузов в учебной деятельности // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV междунар. науч.-практ. конференции (г. Москва, 16-17 ноября 2023 г.) / под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Сороковой, Н. П. Радчиковой. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2023.
  9. Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект: современный подход / пер. с англ. Изд-е 2-е. М.: Вильямс, 2006.
  10. Резаев А. В., Трегубова Н. Д. «Искусственный интеллект», «онлайн-культура», «искусственная социальность»: определение понятий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 6.
  11. Резаев А. В., Трегубова Н. Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6.
  12. Родионов О. В., Тамп Н. В. Технологии искусственного интеллекта в образовании // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2022. № 22.
  13. Смирнов Е. В. Проблема искусственного интеллекта: онтологические и гносеологические аспекты: автореф. дисс. … к. филос. н. Магнитогорск, 2012.
  14. Фишер Д. В., Бурмистров А. Н. Использование искусственного интеллекта в системе образования // Неделя науки СПБПУ: мат. науч. конф. с международным участием: в 2-х ч. СПб.: Политехнический университет, 2016. Ч. 2.
  15. Шереметьева А. К., Рудник А. В. Искусственный интеллект и сознание: соотношение и правовое регулирование // Научная Россия: теории, проблемы и вызовы: мат. I всерос. науч.-практ. конф. со студенческим участием (г. Хабаровск, 9 ноября 2022 г.). Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2023.
  16. Шобонов Н. А., Булаева М. Н., Зиновьева С. А. Искусственный интеллект в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-4.
  17. Яковлев К. Границы понятия «искусственный интеллект» // ПостНаука. 2018. 18 мая. https://web.archive.org/web/20230507085239/https://postnauka.ru/talks/83416
  18. McCarthy J., Minsky M. L., Rochester N., Shannon C. E. A Proposal for the Dartmouth Summer Research Project on Artificial Intelligence, August 31, 1955 // AI Magazine. 2006. Vol. 27 (4).

Информация об авторах

Широколобова Анастасия Георгиевна

к. филол. н., доц.

Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 января 2024.
  • Опубликована: 28 февраля 2024.

Ключевые слова

  • искусственный интеллект
  • образовательные возможности нейросети
  • цифровые технологии в вузе
  • оптимизация образовательного процесса
  • оптимизация преподавательской деятельности
  • artificial intelligence
  • educational capabilities of neural networks
  • digital technologies in higher education
  • optimization of the educational process
  • optimization of teaching activities

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)