• Научная статья
  • 9 апреля 2024
  • Открытый доступ

Особенности использования интерактивных видеоматериалов при формировании иноязычной социокультурной компетенции младших школьников

Аннотация

Целью данного исследования является теоретическое обоснование возможности формирования иноязычной социокультурной компетенции младших школьников на уроках английского языка в начальной школе при использовании интерактивных видеоматериалов. В работе рассмотрены особенности применения интерактивных видеоматериалов в обучении иностранным языкам, в том числе и с целью формирования иноязычной социокультурной компетенции младших школь-ников. Научная новизна исследования состоит в создании методики формирования иноязычной социокультурной компетенции младших школьников с использованием интерактивных видеоматериалов. В результате проведенного исследования разработана серия уроков / внеурочных занятий социокультурной тематики, методические рекомендации, конспекты уроков и сами тематические интерактивные видеоматериалы, которые могут быть использованы педагогами во время проведения уроков или занятий внеурочной деятельности с целью формирования иноязычной социокультурной компетенции обучающихся младшего школьного возраста.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теоретическое и практическое преподавание языков). СПб.: Златоуст, 1999.
  3. Белякова Н. М. Формирование социокультурной компетенции у студентов начальных курсов языковых вузов при самостоятельной работе в сети Интернет: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2008.
  4. Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2003. № 2.
  5. Вронская И. В. Методика раннего обучения английскому языку. СПб.: КАРО, 2015.
  6. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003.
  7. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Изд-е 8-е, испр. и доп. М.: Академия, 2015.
  8. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2004.
  9. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005.
  10. Елизарова Г. В. О природе социокультурной компетенции // Studia Linguistica. 1999. Вып. 8. Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы.
  11. Комарова Ю. А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку в старшей школе // Методика обучения иностранным языкам в средней школе / отв. ред. М. К. Колкова. СПб.: КАРО, 2008.
  12. Мельникова Д. С. Формирование иноязычной социокультурной компетенции студентов художественно-графического факультета педагогического университета (на материале английского языка): дисс. … к. пед. н. СПб., 2005.
  13. Михайлова С. В., Михайлова О. В. Использование видеоматериала как средства формирования социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 10-1 (40).
  14. Орехова Н. В., Комарова Ю. А. Особенности использования аутентичной видеонаглядности в процессе развития социокультурной компетенции у учащихся старшей школы // Теория и практика обучения иностранным языкам в разных типах образовательных учреждений: результаты научных исследований магистрантов / под ред. И. Ф. Савельевой, О. И. Трубициной. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2014.
  15. Парфенова С. О., Нагорная Н. А. Методика использования видеоматериалов при формировании иноязычных лексических навыков по теме “School Days” на уроках английского языка в 3-м классе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 4.
  16. Риске И. Э. Формирование социокультурной компетенции у учащихся старшей ступени обучения на материале англоязычной поэзии: дисс. … к. пед. н. СПб., 2000.
  17. Садовина Л. В. Применение видеоматериалов в процессе обучения английскому языку: метод. материалы. Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016.
  18. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996.
  19. Сафонова В. В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты языкового образования: сб. трудов / под ред. В. В. Сафоновой. М.: Еврошкола, 1998.
  20. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1992.
  21. Сидоренко Т. В. Принципы отбора и методической адаптации оригинальных видеоматериалов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1.
  22. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. Изд-е 2-е. М.: АСТ; Астрель, 2010.
  23. Сысоев П. В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ЛИБРОКОМ, 2019.
  24. Сысоев П. В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 4.
  25. Трубицина О. И. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для вузов / под ред. О. И. Трубициной. М.: Юрайт, 2023.
  26. Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранному языку в средней школе. Л.: Просвещение, 1977.
  27. Allan M. Teaching English with Video. Harlow: Longman, 1986.
  28. Dimou A., Tsoumakas G., Mezaris V., Kompatsiaris Y., Vlahavas I. P. An Empirical Study of Multi-label Learning Methods for Video Annotation // 2009 Seventh International Workshop on Content-based Multimedia Indexing. Chania, 2009. https://doi.org/10.1109/CBMI.2009.37
  29. Ishihara N., Chi J. C. Authentic Video in the Beginning ESOL Classroom: Using a Full-length Feature Film for Listening and Speaking Strategy Practice // English Teacher Forum. 2004. Vol. 42 (1).
  30. Lai C. L., Hwang G. J. A Self-regulated Flipped Classroom Approach to Improving Students’ Learning Performance in a Mathematics Course // Computers & Education. 2016. Vol. 100.
  31. Palaigeorgiou G., Papadopoulou A., Kazanidis I.Interactive Video for Learning: A Review of Interaction Types, Commercial Platforms, and Design Guidelines // Technology and Innovation in Learning, Teaching and Education. Cham: Springer, 2019. https://doi.org/10.1007/978-3-030-20954-4_38
  32. Schoeffmann K., Hudelist M., Huber J. Video Interaction Tools // ACM Computing Surveys (CSUR). 2015. Vol. 48. Iss. 1. https://doi.org/10.1145/2808796
  33. Stempleski S. Stretch Starter: 6 Skills to Expand Your English. Oxford: Oxford University Press, 2014.
  34. Stempleski S., Arcaro P. Video in Second Language Teaching: Using, Selecting, and Producing Video for the Classroom. Alexandria, 1993.
  35. Stempleski S., Tomalin B. Video in Action: Recipes for Using Video in Language Teaching. N. Y. – L.: Prentice Hall International, 1990.
  36. Sysoyev P. V., Millrood R. P. The Vital Role of Sociocultural Competence in International Business Contacts // ESP RUSSIA. A Newsletter for Russian Teachers of English for Specific Purposes. 1997. No. 6.
  37. Wouters P., Tabbers H. K., Paas F.Interactivity in Video-based Models // Educational Psychology Review. 2007. Vol. 19 (3).

Информация об авторах

Парфенова Светлана Олеговна

к. филол. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Круглова Ирина Валерьевна

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 февраля 2024.
  • Опубликована: 9 апреля 2024.

Ключевые слова

  • формирование иноязычной социокультурной компетенции
  • использование интерактивных видеоматериалов
  • младшие школьники
  • formation of foreign language sociocultural competence
  • use of interactive video materials
  • primary school pupils

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)