• Обзор
  • 27 августа 2024
  • Открытый доступ

Преимущества и риски использования ChatGPT в системе высшего образования: теоретический обзор

Аннотация

Актуальной целью настоящей обзорной публикации является выявление и обобщение представлений российских и зарубежных педагогов-исследователей относительно достоинств и недостатков применения нейронных сетей, а именно большой языковой модели ChatGPT, в системе высшего образования. Материалом для анализа послужили 130 новейших печатных и электронных источников на русском и английском языках по педагогике и гуманитарным дисциплинам, которые датируются 2023 и первой половиной 2024 года. Научная новизна исследования заключается в выявлении наиболее результативных методов оценивания дидактического потенциала и определении проблематики внедрения технологий искусственного интеллекта в образование на примере использования чат-бота ChatGPT, включая метод SWOT-анализа, рассматриваемого как эффективный аналитический инструмент для оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз использования этой нейросети в образовательных целях. В результате выявлены универсальные тенденции и особенности реализации ChatGPT в качестве инновационной педагогической технологии. Анализируются различные аспекты применения ChatGPT в системе высшего образования с точки зрения соблюдения этических норм, предотвращения академической нечестности, формирования когнитивных способностей и исследовательских компетенций обучающихся, углубления индивидуализации образовательного процесса, развития критического и творческого мышления, повышения уровня информационной грамотности и совершенствования универсальных компетенций и профессиональных умений студентов. Описаны перспективы и риски использования ChatGPT в высшем образовании.

Источники

  1. Бермус А. Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/ped20220003
  2. Гаркуша Н. С., Городова Ю. С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 1 (52). https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.001
  3. Гузаев Е. Применение ChatGPT в образовании // Развитие русского и белорусского языков в условиях информатизации общества: 60-я научная конференция аспирантов, магистрантов и студентов (г. Минск, 22-26 апреля 2024 г.) / Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. Мн., 2024.
  4. Джибилова Е. Г., Побываев Н. С. Анализ российского и зарубежного опыта применения ChatGPT и искусственного интеллекта в политике и социальной сфере // Социально-гуманитарные знания. 2024. № 1.
  5. Жуков А. Д. Генеративный искусственный интеллект в образовательном процессе: вызовы и перспективы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 5 (115). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-5115-66-75
  6. Забелин Д. А., Плащевая Е. В., Ланина С. Ю. Диалоговый чат-бот ChatGPT в образовании: проблемы и возможности // Преподаватель XXI век. 2023. № 4-1. http://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-4-94-102
  7. Зашихина И. М. Подготовка научной статьи: справится ли ChatGPT? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 8-9. http://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-24-47
  8. Ивахненко Е. Н., Никольский В. С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. http://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22
  9. Капустина Л. В., Ермакова Ю. Д., Калюжная Т. В. ChatGPT и образование: вечное противостояние или возможное сотрудничество? // Концепт. 2023. № 10. http://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11099
  10. Константинова Л. В., Ворожихин В. В., Петров А. М., Титова Е. С., Штыхно Д. А. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. Т. 27. № 2. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-36-48
  11. Кухно М. О. Искусственный интеллект – новый субъект авторского права: недалекое будущее или фикция? // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2023. Вып. 3 (41).
  12. Лукащук В. И. Использование ChatGPT: новый вызов для системы образования // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. Вып. 1. https://doi.org/10.20339/AM.10-23.081
  13. Лукичёв П. М., Чекмарев О. П. Риски применения искусственного интеллекта в системе высшего образования // Вопросы инновационной экономики. 2024. Т. 14. № 2. https://doi.org/10.18334/vinec.14.2.120731
  14. Паскова А. А. Практические аспекты применения ChatGPT в высшем образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т. 15. № 3. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-67-74
  15. Раицкая Л. К., Ламбовска М. Р. Перспективы применения ChatGPT для высшего образования: обзор международных исследований // Интеграция образования. 2024. Т. 28. № 1. https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.010-021
  16. Резаев А. В., Трегубова Н. Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37
  17. Старовойтов А. Г. Исследование возможностей чат-бота ChatGPT и оценка перспектив их практического применения специалистами службы управления персоналом // Journal of Monetary Economics and Management. 2024. № 1. https://doi.org/10.26118/2782-4586.2024.75.98.003
  18. Султанова Д. А. ChatGPT в контексте образования: как бороться с его разрушительным воздействием // Молодой ученый. 2023. № 36 (483).
  19. Сысоев П. В., Филатов Е. М. ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301
  20. Токтарова В. И., Ребко О. В. ChatGPT в работе педагога: возможности и риски использования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): IV Международная научно-практическая конференция (г. Москва, 16-17 ноября 2023 г.) / под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Сороковой, Н. П. Радчиковой. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023.
  21. Черкасова Е. А. Применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в неязыковом вузе: анализ чата GPT в контексте оценки письменных работ // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4 (65). https://doi.org/10.25683/VOLBI.2023.65.837
  22. Abolkasim E., Shtewi A. Analyzing the Efficacy of ChatGPT for Online Learning: An Experimental Study // AlQalam Journal of Medical and Applied Sciences. 2023. Vol. 6. Iss. 2. https://doi.org/10.5281/zenodo.10005016
  23. Abujaber A. A., Abd-Alrazaq A., Al-Qudimat A. R., Nashwan A. J. A Strengths, Weaknesses, Opportunities, and Threats (SWOT) Analysis of ChatGPT Integration in Nursing Education // A Narrative Review. 2023. Vol. 15 (11). https://doi.org/10.7759/cureus.48643
  24. Adiguzel T., Kaya M. H., Cansu F. K. Revolutionizing Education with AI Exploring the Transformative Potential of ChatGPT // Contemporary Educational Technology. 2023. No. 15 (3). https://doi.org/10.30935/cedtech/13152
  25. Al Ahmed Y., Sharo A. On the Education Effect of ChatGPT: Is AI ChatGPT to Dominate Education Career Profession? // Proceedings of the 2023 International Conference on Intelligent Computing, Communication, Networking and Services (ICCNS). 2023. https://doi.org/10.1109/ICCNS58795.2023.10192993
  26. Alabool H. M. ChatGPT in Education: SWOT Analysis Approach // International Conference on Information Technology (ICIT) (Amman, Jordan, August 9-10 2023). 2023. https://doi.org/10.1109/ICIT58056.2023.10225801
  27. Amin Dar M., Khursheed T., Ahmad A., Fayaz R. Unveiling Chat GPT’s Educational Prospects: A SWOT Analysis // Proceedings of the 11th International Conference on “Computing for Sustainable Global Development” (28th February – 01st March 2024) / Bharati Vidyapeeth’s Institute of Computer Applications and Management. New Delhi, 2024. https://doi.org/10.23919/INDIACom61295.2024.10499038
  28. Aripin Z., Supriatna U., Mahaputra M. S. With the Advent of ChatGPT: How to Identify Strengths, Weaknesses, Opportunities, and Threats for the Field of Education and the Business World of Various Disciplines // Kriez Academy: Journal of Development and Community Service. 2023. Vol. 1 (1).
  29. Aslam M. S., Nisar S. Artificial Intelligence Applications Using ChatGPT in Education: Case Studies and Practices. IGI Global, 2023. https://doi.org/10.4018/978-1-6684-9300-7
  30. Bang Y., Cahyawijaya S., Lee N., Dai W., Su D., Fung P. A Multitask, Multilingual, Multimodal Evaluation of ChatGPT on Reasoning, Hallucination, and Interactivity // Proceedings of the 13th International Joint Conference on Natural Language Processing and the 3rd Conference of the Asia-Pacific Chapter of the Association for Computational Linguistics. 2023. Vol. 1. Long Papers. https://doi.org/10.18653/v1/2023.ijcnlp-main.45
  31. Banihashem S., Noroozi O., Wals A., Farrokhnia M. A SWOT Analysis of ChatGPT: Implications for Educational Practice and Research // Innovations in Education and Teaching International. 2024. Vol. 61 (3). https://doi.org/10.1080/14703297.2023.2195846
  32. Barbas M. P., Vieira A. T., Branco P. D. The Importance of ChatGPT Training for Higher Education: Case Study // Advances in Design and Digital Communication IV. Proceedings of the 7th International Conference on Design and Digital Communication (Barcelos, Portugal, November 9-11, 2023). Cham: Springer Nature, 2023. https://doi.org/10.1007/978-3-031-47281-7_57
  33. Choi G. W., Kim S. H., Lee D., Moon J. Utilizing Generative AI for Instructional Design: Exploring Strengths, Weaknesses, Opportunities, and Threats // TechTrends. 2024. Vol. 68. https://doi.org/10.1007/s11528-024-00967-w
  34. Dwivedi Y. K., Kshetri N., Huges L., Slade E. L., Jeyaraj A., Kar A. K., Baabdullah A. M., Koohang A., Raghavan V. Opinion Paper: “So What If ChatGPT Wrote It?”. Multidisciplinary Perspectives on Opportunities, Challenges and Implications of Generative Conversational AI for Research, Practice and Policy // International Journal of Information Management. 2023. Vol. 71.
  35. Farrokhnia M., Banihashem S. K., Noroozi O., Wals A. A SWOT Analysis of ChatGPT: Implications for Educational Practice and Research // Innovations in Education and Teaching International. 2023. Vol. 61 (3). https://doi.org/10.1080/14703297.2023.2195846
  36. Fütterer T., Fischer C., Alekseeva A., Chen X., Tate T., Warschauer M., Gerjets P. ChatGPT in Education: Global Reactions to AI Innovations // Scientific Reports. 2023. Vol. 13 (1). https://doi.org/10.1038/s41598-023-42227-6
  37. Gao C. A., Howard F. M., Markov N. S., Dyer E. C., Ramesh S., Luo S., Pearson A. T.Comparing Scientific Abstracts Generated by ChatGPT to Real Abstracts with Detectors and Blinded Human Reviewers // Digital Medicine. 2023. Vol. 6 (1). https://doi.org/10.1038/s41746-023-00819-6
  38. Giray L., Jacob J., Gumalin D. Strengths, Weaknesses, Opportunities, and Threats of Using ChatGPT in Scientific Research // International Journal of Technology in Education. 2023. Vol. 7 (1). https://doi.org/10.46328/ijte.618
  39. Gödde D., Nöhl S., Wolf C., Rupert Y., Rimkus L., Ehlers J., Breuckmann F., Sellmann T. A SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, and Threats) Analysis of ChatGPT in the Medical Literature: Concise Review // Journal of Medical Internet Research. 2023. Vol. 25. https://doi.org/10.2196/49368
  40. Hazzan O. SWOT Analysis of ChatGPT in Computer Science Education.Communications of the ACM // BLOG@CACM. 07.02.2024. https://cacm.acm.org/blogcacm/swot-analysis-of-chatgpt-in-computer-science-education/
  41. Huang Y. Reflection on Whether Chat GPT Should Be Banned by Academia from the Perspective of Education and Teaching // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1181712
  42. Jill S. S., Xu M., Patros P., Wu H., Kaur R., Fuller S., Singh M., Arora P., Parlikad A. K., Stankovski V., Abraham A., Ghosh S. K., Lutfiyya H., Kanhere S. S., Bahsoon R., Rana O., Dustdar S., Sakellariou R., Uhlig S., Buyya R. Transformative Effects of ChatGPT on Modern Education: Emerging Era of AI Chatbots // Internet of Things and Cyber-Physical Systems. 2024. Vol. 4 (7947). https://doi.org/10.1016/j.iotcps.2023.06.002
  43. Joshi I., Budhiraja R., Dev H., Kadia J., Ataullah M. O., Mitra S., Akolekar H. D., Kumar D. ChatGPT in the Classroom: An Analysis of Its Strengths and Weaknesses for Solving Undergraduate Computer Science Questions // Proceedings of the 55th ACM Technical Symposium on Computer Science Education. 2024. SIGCSE 2024 (Portland, OR, USA, March 20-23, 2024). Portland, 2024. Vol. 1. https://doi.org/10.48550/arXiv.2304.14993
  44. Kasneci E., Seßler K., Küchemann S., Bannert M., Dementieva D., Fischer F., Gasser U., Groh G., Günnemann S., Hüllermeier E., Krusche S., Kutyniok G., Michaeli T., Nerdel C. ChatGPT for Good? On Opportunities and Challenges of Large Language Models for Education // Learning and Individual Differences. 2023. Vol. 103. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2023.102274
  45. King M. R. A Conversation on Artificial Intelligence, Chatbots, and Plagiarism in Higher Education // Cellular and Molecular Bioengineering. 2023. Vol. 16. https://doi.org/10.1007/s12195-022-00754-8
  46. Kung T. H., Cheatham M., Medenilla A., Sillos C., De Leon L., Elepaño C., Madriaga M., Aggabao R., Diaz-Candido G., Maningo J., Tseng V. Performance of ChatGPT on USMLE: Potential for AI-Assisted Medical Education Using Large Language Models // PLOS Digital Health. 2023. Vol. 2 (2). https://doi.org/10.1371/journal.pdig.0000198
  47. Li X., Ju P., Zhang J., Zhao S. Research on the Application of ChatGPT in the Interdisciplinars of Higher Education // Journal of Artificial Intelligence Practice. 2024. Vol. 7. Iss. 1. https://doi.org/10.23977/jaip.2024.070107
  48. Lo C. K. What Is the Impact of CHATGPT on Education? A Rapid Review of the Literature // Education Sciences. 2023. Vol. 13 (4). https://doi.org/10.3390/educsci13040410
  49. Loos E., Gröpler J., Goudeau M.-L. S. Using ChatGPT in Education: Human Reflection on ChatGPT’s Self-Reflection // Societies. 2023. Vol. 13 (8). https://doi.org/10.3390/soc13080196
  50. López acuña A. A., Gutiérrez E. E. Swot Analysis of the Use of IA Tools Such as ChatGPT in Research Competencies at the Secondary School Level // Migration Letters. 2024. Vol. 21. Iss. S4.
  51. Mai D. T. T., Da C. V., Hanh N. V. The Use of ChatGPT in Teaching and Learning: A Systematic Review through SWOT Analysis Approach // Frontiers of Education. 2024. Vol. 9. https://doi.org/10.3389/feduc.2024.1328769
  52. Malinka K., Peresíni M., Firc A., Hujnák O., Janus F. On the Educational Impact of ChatGPT: Is Artificial Intelligence Ready to Obtain a University Degree? // Proceedings of the 2023 Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education. 2023. Vol. 1. https://doi.org/10.48550/arXiv.2303.11146
  53. Malmström H., Stöhr C., Ou W. Chatbots and Other AI for Learning: A Survey of Use and Views Among University Students in Sweden: Report // Chalmers Studies in Communication and Learning in Higher Education. 2023. Iss. 1. https://doi.org/10.17196/cls.csclhe/2023/01
  54. Mesiono M., Fahada N., Irwansyah I., Diana D., Siregar A. S. SWOT Analysis of ChatGPT: Implications for Educational Practice and Research // Journal Management, Leadership, and Supervision of Education (JMKSP). 2024. Vol. 9 (1). https://doi.org/10.31851/jmksp.v9i1.14137
  55. Miao H., Ahn H. Impact of ChatGPT on Interdisciplinary Nursing Education and Research // Asian-Pacific Island Nursing Journal. 2023. Vol. 7. https://doi.org/10.2196/48136
  56. Morita P. P., Abhari S., Kaur J., Lotto M., Miranda P. A. D. S. E. S., Oetomo A. Applying ChatGPT in Public Health: A SWOT and PESTLE Analysis // Frontiers of Public Health. 2023. Vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpubh.2023.1225861
  57. Naing S. Z. S., Udomwong P. Public Opinions on ChatGPT: An Analysis of Reddit Discussions by Using Sentiment Analysis, Topic Modeling, and SWOT Analysis // Data Intelligence. 2024. Vol. 6 (2). https://doi.org/10.1162/dint_a_00250
  58. Nikolic S., Daniel S., Haque R., Belkina M., Hassan G. M., Grundy S., Lyden S., Neal P., Sandison C. ChatGPT Versus Engineering Education Assessment: A Multidisciplinary and Multiinstitutional Benchmarking and Analysis of This Generative Artificial Intelligence Tool to Investigate Assessment Integrity // European Journal of Engineering Education. 2023. Vol. 48. https://doi.org/10.1080/03043797.2023.2213169
  59. Parsons B., Curry J. H. Can ChatGPT Pass Graduate-Level Instructional Design Assignments? Potential Implications of Artificial Intelligence in Education and a Call to Action // TechTrends. 2024. Vol. 68 (1). https://doi.org/10.1007/s11528-023-00912-3
  60. Pittner D., Romih D., Polančič G. The Use of ChatGPT in the Study of Economics: A SWOT Analysis // International Scientific Conference on Economy, Management and Information Technologies. 2023. Vol. 1 (1). https://doi.org/10.46793/ICEMIT23.157P
  61. Polat H., Topuz A. C., Yildiz M., Taslibeyaz E., Kursun E. A Bibliometric Analysis of Research on ChatGPT in Education // International Journal of Technology in Education (IJTE). 2024. Vol. 7 (1). https://doi.org/10.46328/ijte.606
  62. Pradana M., Putri E. H., Syarifuddin S. Discussing ChatGPT in Education: A Literature Review and Bibliometric Analysis // Cogent Education. 2023. Vol. 10. https://doi.org/10.1080/2331186X.2023.2243134
  63. Radha L., Arumugam J., Vyas M., Trivedi M. SWOT Analysis of ChatGPT in Academic Integrity: Evaluating the Strengths, Weaknesses, Opportunities and Threats of a Highly Advanced Language Model for Promoting Academic Integrity // Journal of Engineering Education Transformations. 2024. Vol. 37. No. 4.
  64. Rudolph T., Tan S., Tan S. ChatGPT: Bullshit Spewer or the End of Traditional Assessments in Higher Education? // Journal of Applied Learning and Teaching. 2023. Vol. 6 (1).
  65. Rueda M. M., Fernandez-Cerero J., Fernandez-Batanero J. M., Lopez-Meneses E. Impact of the Implementation of ChatGPT in Education: A Systematic Review // Computer Times. 2023. Vol. 12 (8). https://doi.org/10.3390/computers12080153
  66. Saeidnia H. R. ChatGPT: A Year Later – Examining Experts’ Opinions, Studies, and Public Perception // Information Matters. 2023. Vol. 3. Iss. 11. https://doi.org/10.2139/ssrn.4664847
  67. Samala A. D., Zhai X., Aoki K., Bojic L., Zikic S. An In-Depth Review of ChatGPT’s Pros and Cons for Learning and Teaching in Education // International Journal of Interactive Mobile Technologies. 2024. Iss. 18 (2). https://doi.org/10.3991/ijim.v18i02.46509
  68. Shang L. Bibliometric Analysis of Potential Themes and Trend Development of ChatGPT in the Field of Education // Advances in Educational Technology and Psychology. 2024. Vol. 8. No. 3. https://doi.org/10.23977/aetp.2024.080308
  69. Sok S., Heng K. ChatGPT for Education and Research: A Review of Benefits and Risks // Cambodian Journal of Educational Research. 2023. Vol. 3 (1). https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4378735
  70. Sun G. H., Hoelscher S. H. The ChatGPT Storm and What Faculty Can Do // Nurse Education. 2023. Vol. 48 (3). https://doi.org/10.1097/NNE.0000000000001390
  71. Thorp H. ChatGPT Is Fun, but Not an Author // Science. 2023. Vol. 379. Iss. 6630.
  72. Tian W., Ge J., Yu Z., Xu Z. AI Chatbots in Chinese Higher Education: Adoption, Perception, and Influence among Graduate Students – an Integrated Analysis Utilizing UTAUT and ECM Models // Frontiers of Psychology. 2024. Vol. 15. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1268549
  73. Utama I. D., Sudirman I. D., Nugraha D. Y., Kurnianingrum D., Karmagatri M. The ChatGPT Impact on Education: A Comprehensive Bibliometric Review // Journal of Higher Education Theory and Practice. 2024. Vol. 24 (5). https://doi.org/10.33423/jhetp.v24i5.6996
  74. Xu X., Wang X., Zhang Y., Zheng R. Applying ChatGPT to Tackle the Side Effects of Personal Learning Environments from Learner and Learning Perspective: An Interview of Experts in Higher Education // PLoS One. 2024. Vol. 19 (1). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0295646
  75. Yu H. The Application and Challenges of ChatGPT in Educational Transformation: New Demands for Teachers’ Roles // Heliyon. 2024. Vol. 10. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e24289
  76. Zheltukhina M. R., Sergeeva O. V., Masalimova A. R., Budkevich R. L., Kosarenko N. N., Nesterov G. V. A Bibliometric Analysis of Publications on ChatGPT in Education: Research Patterns and Topics // Online Journal of Communication and Media Technologies. 2024. Vol. 14 (1). https://doi.org/10.30935/ojcmt/14103
  77. Zhu C., Sun M., Luo J., Li T., Wang M. How to Harness the Potential of ChatGPT in Education? // Knowledge Management and E-Learning. 2023. Vol. 15 (2). https://doi.org/10.34105/j.kmel.2023.15.008

Информация об авторах

Бермус Александр Григорьевич

д. пед. н., проф.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 21 июля 2024.
  • Опубликована: 27 августа 2024.

Ключевые слова

  • высшее образование
  • технологии искусственного интеллекта
  • обучающие возможности нейронных сетей
  • генеративный искусственный интеллект
  • большие языковые модели в образовании
  • SWOT-анализ
  • преимущества и недостатки ChatGPT как образовательной технологии
  • ChatGPT
  • higher education
  • artificial intelligence technologies
  • training capabilities of neural networks
  • generative artificial intelligence
  • large language models in education
  • SWOT analysis
  • advantages and disadvantages of ChatGPT as an educational technology

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)