Элементы методологии рутинной математической деятельности в обучении студентов бакалавриата и магистрантов
Аннотация
Цифровизация всех областей жизни в образовании проявляется в основном во внедрении дистанционных технологий, электронных средств обучения и электронных инструментов для контроля и управления. На наш взгляд, этим ограничиваться нельзя, необходимо менять приоритеты в содержательном и деятельностном компонентах обучения. В частности, в обучении математической деятельности нельзя ограничиваться управлением на уровне алгоритмов. Авторы на основе теоретических исследований и анализа практики обучения выделили три уровня управления деятельностью: уровень типовых алгоритмов, типовых стратегий предметной деятельности, уровень методологии. Цель исследования состоит в построении модели методологии рутинной математической деятельности, адаптированной к использованию в цифровой среде и применимой в практике обучения математике студентов бакалавриата и магистратуры. В статье методология деятельности рассматривается с прикладной точки зрения, основанной на многолетней практике обучения студентов математике и авторской трактовке понятия «стратегия деятельности» как механизма создания планов деятельности (здесь под механизмом понимается объективный компонент системы управления деятельностью). Научная новизна исследования состоит в том, что впервые, во-первых, построена и опробована на практике (при разработке учебно-методического обеспечения, проведении занятий, организации самостоятельной работы) модель методологии рутинной математической деятельности, во-вторых, на основе анализа этой модели и практики обучения выделены приоритетные компоненты методологии рутинной математической деятельности. В результате исследования авторами предложена модель методологии рутинной математической деятельности в виде системы из трех компонентов: 1) построение достаточно адекватных моделей реализации уже освоенных стратегий; 2) система «внутренних метастратегий», т. е. стратегий формирования типовых компонентов стратегий; 3) система «внешних метастратегий», т. е. стратегий комбинирования известных стратегий. На этой основе выделены приоритетные компоненты методологии рутинной математической деятельности. Приведены примеры использования методологии для построения стратегий решения математических задач.
Источники
- Богданов А. А. Тектология (всеобщая организационная наука): в 2 кн. М.: Экономика. 1989a. Кн. 1.
- Богданов А. А. Тектология (всеобщая организационная наука): в 2 кн. М.: Экономика. 1989b. Кн. 2.
- Варанкина В. И. Учебная дисциплина «История и методология математики» для магистрантов-математиков // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.
- Гильмуллин М. Ф. Вопросы методологии методики обучения истории математики // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2011. № 13.
- Диченко И. Г. Задачи с поиском стратегии на уроках математики // Задачи в обучении математике: теория, опыт, инновации: материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 115-летию члена-корреспондента АПН СССР П. А. Ларичева (г. Вологда, 16-17 февраля 2007 г.). Вологда: Русь, 2007.
- Еровенко В. А. Методологическая направленность эвристических стратегий в когнитивном осмыслении математического анализа // Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1. https://doi.org/10.15643/libartrus-2021.1.2
- История и методология математики: учебное пособие / сост. И. В. Гончарова. Донецк: Донецкий государственный университет, 2017.
- Карапетян А. Г., Маргарян А. Г. Методология математики как учение о логических аспектах математического знания // Научные вести. 2022. № 3-1 (44).
- Клепиков В. Н., Беспрозванная Т. В. Формирование метапредметных результатов средствами проектно-исследовательской деятельности, или Зачем современной школе психолог-методолог // Вестник практической психологии образования. 2015. № 2 (43).
- Когаловский С. Р. Понятие модели и математика // Школьные технологии. 2013. № 4.
- Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2016.
- Мельников Ю. Б. Внешнее алгебраическое представление стратегии деятельности // e-FORUM. 2021. Т. 5. № 2 (15).
- Мельников Ю. Б., Онохина Е. А., Шитиков С. А. Улучшение адекватности экономических моделей // Известия Уральского государственного экономического университета. 2018. Т. 19. № 1.
- Мельников Ю. Б., Привалов С. М. Внутреннее алгебраическое представление стратегии как средство организации обучения математической деятельности // Современное образование. 2019. № 4. https://doi.org/10.25136/2409-8736.2019.4.31402
- Мельников Ю. Б., Соловьянов В. Б., Ширпужев С. В. Стратегия перевода с одного математического языка на другой // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2017. № 184.
- Мищик С. А. Педагогометрика и математическое моделирование учебной деятельности // Theoretical & Applied Science. 2014. № 6 (14).
- Орлов А. И. О влиянии методологии на последствия принятия решений // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 125. https://doi.org/10.21515/1990-4665-125-023
- Орлов А. И. О методологии статистических методов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 104.
- Остапенко А. А., Янушкявичене О. Л. К вопросу о методологии обучения математике // Информация и образование: границы коммуникаций. 2011. № 3 (11).
- Перикова Е. И., Ловягина А. Е., Бызова В. М. Эффективность метакогнитивных стратегий принятия решений в учебной деятельности // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 4.
- Розин В. М. Математика: восстановление определенности (заход от методологии и культурологии) // Культура и искусство. 2019. № 5. https://doi.org/10.7256/2454-0625.2019.5.29522
- Русанов В. В., Росляков Г. С. История и методология прикладной математики: учеб. пособие. М.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2004.
- Семенов Е. Е. Триада диалогов как аспект методологии диалогического познания математики // Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы: материалы IV международной научно-практической конференции (г. Витебск, 5 декабря 2013 г.). Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2013.
- Симанов А. Л. Постнеклассическая наука: новая математика и новая методология // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. № 2.
- Смирнов Е. И., Тихомиров С. А. «Проблемные зоны» и парадигма сложности в математическом образовании // Наставничество в математике и в математическом образовании: сборник трудов международной научно-практической конференции «17-е колмогоровские чтения», посвященной 120-летию со дня рождения академика А. Н. Колмогорова (г. Киров, 14-15 сентября 2023 г.). Киров: Вятский государственный университет, 2023.
- Смирнов Е. И., Уваров А. Д., Тихомиров С. А. Проявление синергии исследования многоэтапных математико-информационных заданий на основе метода параметризации // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2024. № 1 (33).
- Сухотин А. М., Тарбокова Т. В. Высшая математика. Альтернативная методология преподавания: учебное пособие. М.: Юрайт, 2020.
- Тестов В. А. Красота в математическом образовании: синергетическое мировидение // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 2. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-9-26
- Тестов В. А. Стратегия обучения в современных условиях // Педагогика. 2005. № 7.
- Федоров Б. И. Б. Больцано как логик и методолог науки // Логико-философские штудии. 2011. № 9.
- Шабанова М. В. Методология учебного познания как цель изучения математики: монография. Архангельск: Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2004.
- Шадриков В. Д. Возвращение души: теоретические основания и методология психологической науки. М.: Институт психологии РАН, 2021. https://doi.org/10.38098/mng_21_0436
- Шило Н. Г. Основные направления методологии математики // Математика и математическое образование: сборник трудов IХ международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» (г. Тольятти, 24-26 апреля 2019 г.). Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2019.
- Эседова Г. С., Гаджимахадова Л. М. Математическое моделирование уровня мотивации учебной деятельности студентов // Мухтаровские чтения: актуальные проблемы математики, методики ее преподавания и смежные вопросы: сборник трудов международной научной конференции, посвященной 50-летию ДГТУ (г. Махачкала, 22-23 апреля 2022 г.). Махачкала: ФОРМАТ, 2022.
- Bertalanffy L. von. General System Theory: Foundations, Development, Applications. 1st ed. N. Y.: George Braziller, lnc., 1968.
- Burgueno R., Sicilia A., Alcaraz-Ibanez M., Lirola M. J., Medina-Casaubón J. Effects of Teaching Goal Content and Academic Behavioural Regulation on the Beliefs of Teaching Efficacy in Pre-service Teachers // Educacion XXI. 2020. Vol. 23. No. 1.
- Cocieru O. C., Katz M., McDonald M. A. Understanding Interactions in a Classroom-As-Organization Using Dynamic Network Analysis // Journal of Experiential Education. 2019. Vol. 43. No. 2. https://doi.org/10.1177/1053825919888778
- Melnikov Yu. B. Modeling Theory Based on the Formal-Constructive Interpretation of the Model // Data Science and Intelligent Systems.CoMeSySo 2021 / ed. by R. Silhavy, P. Silhavy, Z. Prokopova. Cham: Springer, 2021. https://doi.org/10.1007/978-3-030-90321-3_51
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 июля 2024.
- Опубликована: 11 октября 2024.
Ключевые слова
- алгоритм деятельности
- стратегия деятельности
- методология рутинной математической деятельности
- план деятельности
- цель деятельности
- activity algorithm
- activity strategy
- methodology of routine mathematical activity
- activity plan
- activity goal
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»