• Научная статья
  • 15 октября 2024
  • Открытый доступ

Проблемы и перспективы подготовки будущих педагогов к вожатской деятельности в детском оздоровительном лагере

Аннотация

Цель исследования – выявление проблем и перспектив подготовки будущих педагогов к вожатской деятельности в детском оздоровительном лагере. В статье рассмотрены актуальность деятельности детских оздоровительных лагерей в образовательном пространстве Российской Федерации и значение подготовки вожатого как центральной фигуры системы организации летнего отдыха. Показано значение подготовки студентов – будущих педагогов к прохождению летней вожатской практики. Представлен многолетний опыт подготовки будущих вожатых в Воронежском государственном педагогическом университете. Научная новизна исследования состоит в обобщении опыта подготовки вожатых Воронежского государственного педагогического университета как исторически сложившейся практико-ориентированной системы, а также в анализе современного состояния прохождения будущими педагогами вожатской практики на основе результатов анкетирования. В результате исследования установлено, что вожатская практика является важным этапом профессионального становления будущих педагогов, но ключевое значение имеет подготовка студентов к ее прохождению, которая должна быть направлена на формирование конкретных профессиональных умений и навыков, готовить студентов к мобильному реагированию на разные педагогические ситуации, в том числе экстремального характера. Проведенное исследование демонстрирует высокую мотивацию студентов к прохождению летней практики, что, в свою очередь, не исключает различных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются студенты. В то же время результаты анкетирования подтверждают эффективность системы подготовки вожатых, сложившейся в Воронежском государственном педагогическом университете.

Источники

  1. Волгунов В. А., Зайкин М. И. Воспитательная среда детского оздоровительного лагеря: модель, принципы и условия формирования. Н. Новгород: Растр-НН, 2005.
  2. Воронежский государственный педагогический университет: время, события, люди. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. издательство, 2006.
  3. Газман О. С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере: из опыта работы Всероссийского лагеря «Орленок». М.: Педагогика, 1982.
  4. Горбачева А. Ю., Левченкова Т. В., Леонтьева М. С. Оценка эффективности рабочей программы по дисциплине «Основы вожатской деятельности» // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. № 3 (205).
  5. Дударенко А. В., Нуриханова Н. К., Султанова Л. Ф. Система подготовки будущих педагогов к вожатской практике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 8 (131).
  6. Колупаев В. Ребячьи комиссары // Учитель. 1988. 5 ноября.
  7. Кулаченко М. П. Модуль «Основы вожатской деятельности» в учебных планах подготовки педагогов // Бюллетень науки и практики. 2023a. № 2.
  8. Кулаченко М. П. Ценности корпоративной культуры детского оздоровительного лагеря: мнение современного вожатого // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. 2023b. № 2.
  9. Куприянов Б. В., Миновская О. В. Технология и методика работы вожатого в лагере. Кострома: Авантитул, 2024.
  10. Лесконог Н. Ю., Шаламова Л. Ф. Летняя педагогическая практика студентов в организациях отдыха и оздоровления детей (на примере вожатской практики МПГУ) // Педагогика и психология образования. 2020. № 2.
  11. Макарова И. А., Малахова В. Г., Опфер Е. А., Сергеева Е. В., Тихоненков Н. И., Чандра М. Ю., Чудина Е. Е. Инструктивные сборы в системе подготовки вожатских кадров / под общ. ред. Е. И. Сахарчук, М. Ю. Чандра. Волгоград: ВГАПО, 2018.
  12. Нурова М. А., Мамедова Л. В. Формирование социально-педагогической компетентности вожатого // Вестник науки и образования. 2020. № 22-2 (100).
  13. Подготовка вожатских кадров на базе образовательных организаций высшего образования в России: коллективная монография / под ред. Т. Н. Владимировой, Н. Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламовой. М.: МПГУ, 2019.
  14. Позднякова О. К., Семенова О. М. Подготовка студентов – будущих учителей к летней педагогической практике в детских оздоровительных лагерях // Самарский научный вестник. 2022. № 4.
  15. Фришман И. И. Игра как средство гуманизации социальных отношений в детских и подростковых организациях: дисс. … к. пед. н. Казань, 1992.
  16. Чагина Н. С. Формирование социально-педагогической компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря: дисс. … к. пед. н. М., 2008.
  17. Шмаков С. А. Дети на отдыхе: прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому. М.: Дмитриев А. Е., 2001.

Информация об авторах

Фетисов Александр Сергеевич

д. пед. н., доц.

Воронежский государственный педагогический университет

Кудинова Юлия Валерьевна

к. ист. н., доц.

Воронежский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 сентября 2024.
  • Опубликована: 15 октября 2024.

Ключевые слова

  • будущие педагоги
  • вожатый
  • вожатская практика
  • детский оздоровительный лагерь
  • система организации летнего отдыха
  • future educators
  • camp counselor
  • counselor practice
  • children’s summer camp
  • summer camp organization system

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)