• Научная статья
  • 29 октября 2024
  • Открытый доступ

Интерактивная форма обучения «дискуссионная площадка» в освоении будущими педагогами основ инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация

Цель исследования – показать практическую значимость и эффективность применения интерактивных форм обучения при освоении основ инклюзивного образования студентами педагогического направления. В статье представлен педагогический опыт по продуктивному использованию интерактивной формы обучения «дискуссионная площадка» в формате пресс-конференции на занятии со студентами Казанского национального исследовательского технологического университета. В результате определены и охарактеризованы положительные результаты применения данной формы для личностного становления студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование в рамках дисциплины «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья»: выявлено повышение уровня их мотивации, коммуникативных навыков, интереса к проблеме обсуждения и творческих способностей. Научная новизна исследования заключается в том, что показано, как дискуссионные площадки могут быть интегрированы в учебный процесс; предоставлены конкретные рекомендации по применению дискуссионных площадок в учебном процессе по основам инклюзивного образования, которые могут быть использованы преподавателями педагогических вузов.

Источники

  1. Арустамян Д. В., Дроздова Е. А. Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе // Евразийский союз ученых. 2018. № 7 (52).
  2. Багдасарова Д. Э., Самкова И. Г. Инклюзия как структурный элемент развития информационного общества // Universum: общественные науки: электронный научный журнал. 2023. № 5 (96).
  3. Горюнова Л. В., Хамзах А. С. Х. Общие факторы, влияющие на процессы формирования и реализации инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Вып. 64-4.
  4. Козырева О. А. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих педагогов к инклюзии в педагогическом университете // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (164).
  5. Кузьмина О. С. Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Обзор педагогических исследований // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4 (46).
  6. Мирзаханова Т. Б. Кейс-метод как способ организации современного урока // Инновационные методы обучения и воспитания: сборник статей международной научно-практической конференции (г. Пенза, 15 августа 2020 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2020.
  7. Мустафина Д. И. Деловая игра как метод интерактивного обучения в сфере профессионального образования // Теория и практика мировой науки. 2020. № 2.
  8. Одегова Л. В. Дискуссионные площадки как эффективное средство профессиональной коммуникации будущих специалистов библиотечно-информационной сферы // Библиотека в XXI веке. Молодежный потенциал в науке и практике: материалы XIV международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов (г. Минск, 22 февраля 2023 г.). Мн.: Ковчег, 2023.
  9. Привалова Г. Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.
  10. Реутова В. В. Активизация познавательной деятельности студентов посредством использования интерактивных методов обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2.
  11. Рыбакова Н. Н., Осадчук О. Л. Формирование у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022. Т. 16. № 3.
  12. Шевченко О. И., Волков М. А., Приставка А. С. Методы и формы обучения студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 5-1.
  13. Шогенов Б. Ю. Методы обучения в вузе // Экономика и социум. 2020. № 1 (68).

Информация об авторах

Слепнева Елена Валерьевна

к. техн. н.

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 сентября 2024.
  • Опубликована: 29 октября 2024.

Ключевые слова

  • основы инклюзивного образования
  • учебные дискуссионные площадки
  • интерактивные формы обучения
  • педагогическое образование
  • личностное становление студентов
  • fundamentals of inclusive education
  • educational discussion platforms
  • interactive forms of learning
  • pedagogical education
  • personal development of students

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)