• Научная статья
  • 31 октября 2024
  • Открытый доступ

Внедрение предметно-языкового интегративного изучения русского языка как иностранного в образовательных организациях среднего профессионального образования: обоснование необходимости

Аннотация

Целью данной работы является обоснование необходимости разработки предметно-языкового интегративного курса изучения русского языка как иностранного, а также значимости организации внеурочной деятельности на русском языке с целью социокультурной адаптации иностранных граждан в системе среднего профессионального образования. В статье анализируются возможности расширения современной российской образовательной среды за счет обновления системы привлечения иностранных граждан к обучению в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) в рамках реализации задачи по увеличению численности иностранных студентов. Научная новизна заключается в обосновании и описании условий внедрения метода предметно-языкового интегративного изучения русского языка как иностранного с учетом осваиваемой профессии, а также условий эффективной организации образовательно-воспитательной среды (в части реализации внеурочной деятельности) в образовательных организациях СПО. В результате исследования проанализированы статистические и научно-методические данные по рассматриваемой проблеме; аргументирована необходимость использования метода предметно-языкового интегративного изучения русского языка как иностранного с учетом осваиваемой профессии; описано создание образовательно-воспитательной среды на русском языке для социокультурной адаптации обучающихся-иностранцев в СПО; обоснована разработка новых учебных материалов и методических рекомендаций, учитывающих интеграцию обучения языку и специальности.

Источники

  1. Бердышева К. Ю., Тарасюк Н. А. Обучение профессионально ориентированному иностранному языку будущих зоотехников на основе междисциплинарной интеграции (уровень СПО) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2024. № 1 (69).
  2. Васильева А. В. Модель интерактивной образовательной среды вуза // Открытое образование. 2022. № 4.
  3. Васильева А. В. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции иностранного студента-нефилолога в магистратуре // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т. 9. № 4. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2023-9-4-0-4
  4. Васильченко Н. В. Разработка учебных материалов для смешанного обучения иностранному языку в СПО // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 3 (50).
  5. Воронина Д. К., Шамов А. Н. Профессионализация иноязычной подготовки студентов нелингвистических вузов: подходы, технологии, приемы и способы // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 2. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-5
  6. Глушкова Н. М., Любимова Т. Н. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку: вызовы и возможности // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99).
  7. Грабой Т. А. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции на материале языка специальности в неязыковом ВУЗе: дисс. … к. пед. н. М., 2002.
  8. Долбилова Д. В. Обучение русскому языку как иностранному в специальных целях и предметно-языковое интегрированное обучение: педагогические условия // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. № 3.
  9. Железнякова Е. А. Этнокультурная и коммуникативная компетентность как фактор укрепления безопасности поликультурного общества // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2011. № 3.
  10. Завьялов В. В. Педагогические условия предметно-языкового интегрированного обучения студентов нелингвистических направлений подготовки (на примере направления подготовки «Юриспруденция») // Общество. Коммуникация. Образование. 2021. Т. 12. № 2. https://doi.org/10.18721/JHSS.12205
  11. Медведев А. В., Гончарова Н. А. Обучение студентов среднего профессионального образования иноязычной профессионально ориентированной лексике на основе междисциплинарного проекта // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2021. № 1 (110).
  12. Николаев В. К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166
  13. Овчинникова О. И. Профессионально-ориентированный подход в обучении иностранному (английскому) языку в свете современных требований к выпускнику СПО // Концепт. 2018. № V11.
  14. Пашкова М. Н. Обучение аудированию и конспектированию научного монологического высказывания иностранцев-нефилологов на материале языка специальности (фреймовый подход): дисс. … к. пед. н. СПб., 2017.
  15. Понявина М. Б., Селезнев П. С. Увеличение количества иностранных студентов в российских вузах как элемент государственной политики в сфере образования // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10. № 1. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-1-104-108
  16. Попова Н. В., Коган М. С., Вдовина Е. К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-173-29-42
  17. Сысоев П. В. Подготовка педагогических кадров к реализации предметно-языкового интегрированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-21-31
  18. Тимина С. В. Методика обучения иностранных студентов аудированию на материале языка специальности на этапе вводно-предметного курса: дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2003.
  19. Халяпина Л. П. Современные тенденции в обучении иностранным языкам на основе идей предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 20.
  20. Цуканова Е. И. Обучение языку специальности с использованием терминологического словаря (филологический профиль): дисс. … к. пед. н. М., 2021.
  21. Ши Ц. Экспериментальное исследование эффективности технологии CLIL в обучении иностранных студентов-медиков русскому языку (уровень B2) // Преподаватель ХХI век. 2024. № 2-1.

Информация об авторах

Хамраева Елизавета Александровна

д. пед. н.

Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Железнякова Елена Алексеевна

к. пед. н., доц.

Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Васильева Анастасия Владимировна

к. пед. н.

Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Сальман Елена Александровна

к. филол. н.

Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования Российского государственно-го педагогического университета им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Алексинская Анастасия Юрьевна

Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 сентября 2024.
  • Опубликована: 31 октября 2024.

Ключевые слова

  • методика преподавания русского языка как иностранного
  • среднее профессиональное образование
  • предметная интеграция
  • образовательно-воспитательная среда
  • учебно-методические комплексы
  • программы повышения квалификации
  • methods of teaching Russian as a foreign language
  • secondary vocational education
  • subject integration
  • educational environment
  • educational and methodological complexes
  • professional development programs

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)