• Научная статья
  • 31 октября 2024
  • Открытый доступ

Анализ дисфункциональных процессов информационно-психологического воздействия на психологическую устойчивость обучающихся призывного возраста

Аннотация

Цель исследования – на основе анализа дисфункциональных процессов информационно-психологического воздействия выявить уровень психологической устойчивости и уязвимости юношей призывного возраста, обучающихся средних специальных и высших учебных заведений, к информационно-психологическому воздействию внешней среды. В статье на основе изучения психолого-педагогической литературы проанализированы дисфункциональные процессы информационно-психологического воздействия, которые резко снижают уровень психологической и личностной устойчивости обучающихся. Приведены результаты эмпирического исследования уровня психологической устойчивости и степени уязвимости юношей призывного возраста, обучающихся средних специальных и высших учебных заведений, к информационно-психологическому воздействию в контексте возможного манипулирования в силу неспособности противостоять стихийным, а иногда и целенаправленным виктимогенным воздействиям информационного пространства на их сознание и поведение. Научная новизна исследования обусловлена анализом дисфункциональных процессов информационно-психологического воздействия и получением новых данных о личностных предикторах психологической устойчивости обучающихся призывного возраста к информационно-психологическому воздействию внешней среды. Авторами сделан вывод о том, что активное использование интернет-ресурсов, высокая сензитивность к информационному стрессу, недостаток навыков его регуляции и высокая внушаемость с определенной амбивалентностью восприятия достоверности информации создают условия для информационно-психологического воздействия дисфункциональных процессов на психологическую устойчивость молодых людей призывного возраста. Результаты исследования актуализируют важность разработки образовательных и профилактических программ, ориентированных на повышение уровня критического мышления, улучшение навыков анализа информации и формирование психологической устойчивости юношей призывного возраста, обучающихся средних специальных и высших учебных заведений, что позволит им более результативно справляться с негативными информационно-психологическими воздействиями и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни в контексте противостояния внешним угрозам.

Источники

  1. Газин А. И., Зияутдинов В. С., Скуднев Д. М., Исаева А. В. Оценка уровня информационно-психологического воздействия различных источников информации на молодую личность // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия «Управление, вычислительная техника и информатика». 2019. № 4.
  2. Деларю В. В., Клаучек С. В. Разработка скринингового метода для выявления склонности к развитию индуцированных состояний // Психологический журнал. 1997. № 2.
  3. Камнева Е. В. Информационно-психологическое воздействие средств массовой коммуникации на психическое состояние (на примере студенческой выборки) // Вопросы кибербезопасности. 2016. № 5 (18).
  4. Кисляков П. А. Психологическая устойчивость студенческой молодежи к информационному стрессу в условиях пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47).
  5. Кисляков П. А., Шмелева Е. А. Психологическая безопасность: психодиагностика. Красноярск: НИЦ, 2024.
  6. Малышева Е. М., Хасанова С. Г. Базовые традиционные российские духовно-нравственные ценности в условиях современного противостояния с Западом // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 11.
  7. Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия-Телеком, 2009.
  8. Мещеряков Д. А. Укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей как условие обеспечения национальной безопасности России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2023. № 18-1.
  9. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2012.
  10. Никонорова Н. М., Петухова Е. А., Хохлова Т. М. Сравнительная характеристика мнения обучающихся мужского и женского пола ФГБОУ ВО «СГМУ» МЗ РФ о службе молодых людей в армии // Вестник науки и образования. 2020. № 3 (81).
  11. Осипова Е. В., Прозоров А. В. Профилактика распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (на примере образовательных учреждений) // Ситуационная обусловленность терроризма и экстремизма как одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации: материалы международной научно-практической конференции. Калининград, 2021.
  12. Петров В. Е. Векторная модель психологической диагностики информационной стресс-толерантности представителей силовых ведомств // Прикладная психология и педагогика. 2023. Т. 8. № 1.
  13. Серых А. Б., Букша Л. Ф., Осипова Е. В. Сформированность патриотических ценностей как предиктор психологической и нравственной устойчивости молодых людей призывного возраста // Перспективы науки и образования. 2024. № 4 (70).
  14. Синицын Ю. Н., Хентонен А. Г. Система профилактики деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63).
  15. Стоянов А. С., Фалькова В. Н. Факторы негативного отношения к службе в армии (на примере призывников г. о. Химки) // Социология. 2020. № 2.
  16. Теряева О. А., Ломова О. А. Исследование позитивно-ценностного отношения студентов вузов к патриотизму // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67).

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, грант № 24-28-00879 «Формирование патриотических и духовно-нравственных ценностей молодых людей призывного возраста в условиях противостояния внешним угрозам», https://rscf.ru/project/24-28-00879/.

Информация об авторах

Букша Лилия Францевна

к. пед. н., доц.

Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград

Назарская Елена Николаевна

Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 сентября 2024.
  • Опубликована: 31 октября 2024.

Ключевые слова

  • информационно-психологическое воздействие
  • психологическая устойчивость
  • юноши призывного возраста, обучающиеся средних специальных и высших учебных заведений
  • негативная информация
  • манипуляция сознанием
  • стресс-толерантность
  • informational and psychological impact
  • psychological stability
  • young men of military age, students of secondary specialized and higher educational institutions
  • negative information
  • manipulation of consciousness
  • stress tolerance

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)