• Научная статья
  • 15 ноября 2024
  • Открытый доступ

Применение цифровых методических конструкторов в профессиональной подготовке будущего педагога к реализации инклюзивного образования

Аннотация

Целью исследования – обосновать необходимость процесса формирования цифровой компетентности будущего педагога с использованием цифровых методических конструктов в инклюзивном образовании. В статье представлен анализ нормативно-правовых документов, исследований в области цифровизации инклюзивного образования и подготовки будущего педагога к его реализации. Определены уровни сформированности цифровой компетентности будущих педагогов и актуальные проблемы в использовании цифровых инструментов в инклюзивном образовании, выделены механизмы их решения. Представлен опыт использования цифровых методических конструкторов в профессиональной подготовке будущих педагогов для работы в инклюзивной образовательной среде. Научная новизна заключается в систематизации цифровых методических конструкторов и опыта их использования при подготовке будущих педагогов к реализации инклюзивного образования. В результате исследования обозначены возможности применения цифровых методических конструкторов в профессиональной подготовке будущего педагога к инклюзивному образованию. На основе теоретического анализа и полученных результатов предложены рекомендации по совершенствованию цифровой компетентности будущего педагога для работы в инклюзивном образовании.

Источники

  1. Ахметова Д. З., Артюхина Т. С., Бикбаева М. Р., Сахнова И. А., Сучков М. А., Зайцева Э. А. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения // Высшее образование в России. 2019. Т. 29. № 2.
  2. Дудина О. В., Горбунова Т. В. Цифровая грамотность будущих педагогов-психологов // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5.
  3. Дышеков М. В., Кушхов Х. Л., Маздогова З. З. Использование цифровых технологий в образовании // Журнал прикладных исследований. 2023. № 4. https://doi.org/10.47576/2949-1878_2023_4_99
  4. Жамборов А. А., Кокурхаева Р. М. Б., Газдиева Е. Х. Цифровизация образования как новое требование общества // Журнал прикладных исследований. 2023. Т. 1. № 4.
  5. Малиничев Д. М., Арпентьева М. Р. Инновации цифровизации: нейротехнологии и роботы в инклюзивном образовательном процессе // Специальное образование. 2022. № 4 (68).
  6. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности российский подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14).
  7. Шеманов А. Ю. Цифровые технологии в контексте инклюзии // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 3.
  8. Шеманов А. Ю., Самсонова Е. В. Риски и перспективы цифровизации для инклюзивного образования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сборник статей II всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Москва, 11-12 ноября 2021 г.). М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2021.
  9. Шкерина Т. А., Шандыбо С. В., Басенко Т. С. Конструктор АОП как средство разработки АОП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3.
  10. Эльбиева Л. Р., Джабраилова Л. Х., Уруджева Н. У. Структура и содержание цифровых компетенций педагога как этико-педагогическая проблема // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 7.
  11. Яицкая Е. А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Журнал прикладных исследований. 2023. Т. 1. № 8.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках деятельности временного научно-исследовательского коллектива на тему «Инклюзивная компетентность педагогов как ресурс образовательной системы ХМАО-Югры», поддержанной Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Информация об авторах

Жаворонко Елена Сергеевна

Сургутский государственный педагогический университет

Коротовских Татьяна Владимировна

к. психол. н., доц.

Сургутский государственный педагогический университет

Ниязова Амина Абтрахмановна

д. пед. н., доц.

Сургутский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 октября 2024.
  • Опубликована: 15 ноября 2024.

Ключевые слова

  • инклюзивное образование
  • цифровой методический конструктор
  • профессиональная подготовка
  • будущий педагог
  • обучающиеся с ОВЗ
  • inclusive education
  • digital methodological constructor
  • professional training
  • future teacher
  • students with disabilities

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)