• Научная статья
  • 27 ноября 2024
  • Открытый доступ

Лингвометодический аспект совершенствования слухопроизносительных навыков иностранных обучающихся образовательных организаций системы МВД России на продвинутом этапе обучения русскому языку как иностранному

Аннотация

Цель исследования – отбор содержания учебного материала, необходимого для разработки профессионально ориентированных заданий, предназначенных для корректировки и совершенствования фонетических навыков иностранных обучающихся образовательных организаций системы МВД России. В статье акцентируется внимание на том, что компетентностная стратегия обучения русскому языку как иностранному на продвинутом этапе делает приоритетной ориентацию на профессионально-коммуникативную подготовку инофона и требует формирования соответствующих фонетических знаний. Научная новизна исследования состоит в том, что отобран фонетический материал для продвинутого этапа обучения русскому языку как иностранному с учетом профессиональной направленности образовательных организаций системы МВД России, предложены компетентностно-ориентированные задания, сконцентрированные на профессионально значимом для иностранных обучающихся фонетическом материале, позволяющие оптимизировать процесс совершенствования слухопроизносительных навыков. В результате констатируется, что практико-ориентированная направленность обучения русскому языку как иностранному способствует достижению инофонами коммуникативного успеха в ситуациях профессионального общения.

Источники

  1. Аристова Е. А. Развитие у студентов вуза фонетических и фонационных навыков иноязычной устной речевой деятельности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2014. № 9.
  2. Брызгунова Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка: пособие для преподавателей, занимающихся с иностранцами. М.: Изд-во Московского ун-та, 1963.
  3. Буркова С. С. Постановка и коррекция артикуляции звуков на занятиях по русскому языку как иностранному // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. № 2 (29).
  4. Воронцова Ю. А., Хорошко Е. Ю. Лингводидактический аспект обучения выразительному чтению в иностранной аудитории // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6-3 (60).
  5. Воронцова Ю. А., Хорошко Е. Ю. Русский язык и культура речи для сотрудников полиции: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2024.
  6. Гатауллина Л. К. Использование различных видов фонетической зарядки на занятиях по РКИ // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 15.
  7. Дерябина С. А., Любимова Н. А. Фонетизация обучения русскому языку как иностранному в цифровом гуманитарном знании: теоретический аспект // Русистика. 2021. Т. 19. № 3.
  8. Златоустова Л. В. Фонетические единицы русской речи. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  9. Ивашова Н. М. Предметно-языковое интегрированное обучение как один из подходов к обучению профессиональному русскому языку как иностранному // Современные образовательные технологии и тенденции в преподавании русского языка как иностранного: материалы научно-методического семинара для преподавателей и специалистов, работающих с иностранными учащимися. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2022.
  10. Кукса П. В. Виды упражнений для формирования фонетических навыков в процессе обучения РКИ // Русская филология и национальная культура. 2022. № 3 (4).
  11. Логинова И. М. Фонетический аспект обучения на кафедре русского языка и методики его преподавания РУДН // Русистика. 2015. № 2.
  12. Пашковская С. С. Традиции и новации в обучении фонетике русского языка как иностранного // XV Конгресс МАПРЯЛ: избранные доклады. СПб.: МАПРЯЛ, 2024.
  13. Прохорова И. О. Обучение произношению: экспериментальные данные и методические практики // Русистика. 2014. № 2.
  14. Хромов С. С., Шутова М. Н. Орфоэпические нормы в практическом курсе русского языка как иностранного // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2019. № 2.
  15. Шустикова Т. В. Формирование русской фонетической культуры иностранного специалиста в системе российского высшего профессионального образования: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2010.
  16. Шутова М. Н., Орехова И. А. Фонетический аспект в методике преподавания русского языка как иностранного // Русистика. 2018. № 3.

Информация об авторах

Воронцова Юлия Александровна

к. филол. н., доц.

Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 октября 2024.
  • Опубликована: 27 ноября 2024.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный
  • фонетическая компетенция
  • слухопроизносительные навыки
  • профессионально ориентированное обучение
  • продвинутый этап обучения
  • Russian as a foreign language
  • phonetic competence
  • auditory-pronunciation skills
  • professionally oriented training
  • advanced stage of training

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)