Экологическое просвещение детей и молодежи в условиях цифровой трансформации российского общества
Аннотация
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа процессов цифровизации отечественной эколого-просветительской сферы выявить противоречия, порождаемые внедрением передовых цифровых образовательных технологий, и предложить рекомендации по разрешению выявленных противоречий. В статье рассмотрены подходы к пониманию цифровой трансформации образования, охарактеризованы современные цифровые технологии с позиций применимости в процессе формирования экологической культуры, описаны меры, предпринимаемые на государственном уровне с целью внедрения передовых цифровых технологий и способствующие развитию отечественной эколого-просветительской сферы. Научная новизна исследования состоит в конкретизации возможностей применения в процессе формирования экологической культуры соотечественников современных цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, виртуальная, смешанная и дополненная реальность, дипфейк (deepfake), цифровой двойник, интернет вещей, чат-боты с генеративным искусственным интеллектом. В результате исследования выявлены противоречия, порождаемые внедрением передовых цифровых образовательных технологий в эколого-просветительскую сферу, предложены рекомендации по разрешению выявленных противоречий.
Источники
- Алексеев С. В. Образование и просвещение: две грани единого процесса (на примере формирования экологической культуры) // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 2.
- Атаян А. М., Гурьева Т. Н., Шарабаева Л. Ю. Цифровая трансформация высшего образования: проблемы, возможности, перспективы и риски // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 2.
- Атаян А. М., Филатова И. Б. Геймификация как современная технология бизнес-образования в условиях трансформации рынка труда и сферы образования // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: сборник трудов III национальной научно-методической конференции с международным участием (г. Санкт-Петербург, 31 января – 1 февраля 2019 г.): в 3 ч. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2019. Ч. II.
- Вешнева И. В. Технологии искусственного интеллекта: классификация, ограничения, перспективы и угрозы // Известия Саратовского университета. Новая серия: Экономика. Управление. Право. 2023. № 4.
- Вихман В. В., Ромм М. В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. 2021. № 2.
- Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020.
- Джабиева М. Х., Ермаков Д. С. Обучающаяся личность в эпоху цифровизации образования // Шамовские чтения: сборник статей XV международной научно-практической конференции (г. Москва, 21-25 января 2023 г.): в 2 ч. М.: 5 за знания, 2023. Ч. 1.
- Джабиева М. Х., Ермаков Д. С. Проблемы и перспективы персонализированного образования в условиях цифровизации высшей школы // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сборник тезисов докладов X международной научной конференции (г. Елец, 20-22 сентября 2024 г.). Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2024.
- Киселева Л. С., Семёнова А. А. Цифровая трансформация общества: тенденции и перспективы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2018. № 4 (34).
- Маслов В. И., Лукьянов И. В. Четвертая промышленная революция: истоки и последствия // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2017. № 2.
- Павлов А. В., Лобанова О. В. Использование VR-технологий в формировании экологически ответственного поведения у школьников // Исследователь/Researcher. 2021. № 1-2.
- Пороховский А. А. Цифровизация и искусственный интеллект: перспективы и вызовы // Экономика. Налоги. Право. 2020. № 2.
- Соколов Н. В. Анализ российского опыта внедрения технологий искусственного интеллекта в образование // Modern Science. 2022. № 6-2.
- Темников А. О. Современные подходы к определению термина «цифровая трансформация» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 3.
- Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Сергоманов П. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.
- Фурс С. П. Искусственный интеллект в сфере образования – помощник педагога или «подрывная» технология? // Преподаватель ХХI век. 2023. № 1.
- Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2018.
- Brown A., Fishenden J., Thompson M. Organizational Structures and Digital Transformation // Brown A., Fishenden J., Thompson M. Digitizing Government. Basingstoke – N. Y.: Palgrave Macmillan, 2014.
- Durbin J. Research Study Suggests VR Can Have a Huge Impact in the Classroom. 2016. https://uploadvr.com/chinese-vr-education-study/
- Grieves M. Digital Twin: Manufacturing Excellence through Virtual Factory Replication. LLC, 2014. https://www.researchgate.net/publication/275211047_Digital_Twin_ManufacturingExcellence_through_Virtual_Factory_Replication/link/5535186a0cf23947bc0b17fa/download
- Henriette E., Feki M., Boughzala I. The Shape of Digital Transformation: A Systematic Literature Review // 9th Mediterranean Conference on Information Systems Project. Samos, 2015.
- Mazzone D. Digital or Death: Digital transformation – the Only Choice for Business to Survive, Smash and Conquer. Mississauga: Smashbox Consulting Inc., 2014.
- Mithas S. How a Firm’s Competitive Environment and Digital Strategic Posture Influence Digital Business Strategy // MIS Quarterly. 2013. Vol. 37. No. 2.
- Parong J., Mayer R. Learning Science in Immersive Virtual Reality // Journal of Educational Psychology. 2018. Vol. 110. No. 6.
- Westerman G. The Nine Elements of Digital Transformation // Harvard Business Review. 2014. https://hbr.org/2014/06/the-nine-elements-of-digital-transformation
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 2 декабря 2024.
- Опубликована: 13 января 2025.
Ключевые слова
- цифровизация отечественной эколого-просветительской сферы
- цифровые образовательные технологии
- формирование экологической культуры
- цифровая трансформация образования
- digitalization of the national ecological and educational sphere
- digital educational technologies
- formation of ecological culture
- digital transformation of education
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»