• Научная статья
  • 3 февраля 2025
  • Открытый доступ

Особенности свойств зрительного восприятия и когнитивных способностей младших школьников с задержкой психического развития

Аннотация

Цель работы – представить результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей развития основных свойств зрительного восприятия и когнитивных способностей младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) для последующего поиска эффективных педагогических средств развития зрительного восприятия младших школьников с ЗПР и их когнитивных способностей. В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования, подтверждающий его актуальность, и изложена последовательность реализации диагностических мероприятий. Научная новизна исследования заключается в обнаружении ковариации между количеством и спецификой ошибок при исследовании основных свойств зрительного восприятия с количеством и спецификой ошибок при исследовании когнитивных процессов, что позволило предположить наличие взаимной зависимости основных свойств зрительного восприятия и когнитивных способностей младших школьников с ЗПР. По результатам исследования выделены три уровня развития основных свойств зрительного восприятия (константность, целостность, осмысленность, образность) младших школьников с ЗПР: низкий, средний, высокий; выявлены три уровня успешности выполнения когнитивных задач в соответствии с возрастом: низкий, средний и высокий; определены характерные для каждого уровня зрительного восприятия когнитивные ошибки и их количество; обнаружены типы и специфика когнитивных задач, соответствующих основным свойствам зрительного восприятия; подтверждены актуальность поиска педагогических средств развития зрительного восприятия и целесообразность использования когнитивных задач в развитии основных свойств зрительного восприятия.

Источники

  1. Бабкина Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога. М.: Школьная пресса, 2006.
  2. Бабкина Н. В., Вильшанская А. Д., Пономарева Л. М., Скобликова О. А. Реализация коррекционных курсов для обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования: методическое пособие для специалистов / под общ. ред. Н. В. Бабкиной. М.: ИКП РАО, 2022.
  3. Бабкина Н. В., Коробейников И. А. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 3.
  4. Барабанов Р. Е. Психологические механизмы зрительного восприятия формы и пространства // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12. № 8А.
  5. Берберян А. С., Погосян Л. Г. Особенности взаимосвязи между формированием каналов восприятия и развитием интеллекта младших школьников // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2023. № 2.
  6. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969.
  7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 6. Научное наследство / под ред. М. Г. Ярошевского.
  8. Диагностика и коррекция задержки психического развития: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С. Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001.
  9. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. Изд-е 3-е. СПб.: Питер, 2007.
  10. Ермолаева М. А. Особенности формирования пространственно-временных представлений у младших школьников с задержкой психического развития // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». 2019. № 4.
  11. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Психическое развитие ребенка.
  12. Захарова Е. А. Психологические особенности восприятия младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи: автореф. дисс. … к. психол. н. Н. Новгород, 2011.
  13. Кохтарева Т. Г. Коррекция зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». 2019. № 4.
  14. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / под ред. Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. Изд-е 2-е, стер. М.: Смысл, 2019.
  15. Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: Компенс-центр, 1993.
  16. Меркулов И. П. Когнитивные способности. М.: Институт философии РАН, 2005.
  17. Мухордова О. Е., Шрейбер Т. В. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации. Ижевск: Удмуртский университет, 2011.
  18. Назарова Л. Л. Особенности сенсорного развития детей с задержкой психического развития // Мировые тенденции специального и инклюзивного образования: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. М.: Парадигма, 2020.
  19. Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей / под ред. Т. А. Власовой и др. М.: Просвещение, 1981.
  20. Одинокова Н. А. Феномен восприятия и зрительного восприятия: теоретический аспект // Теоретические и методологические аспекты современных наук: материалы XII международной научно-практической конференции. Новосибирск: ЦСРНИ, 2014.
  21. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: учебно-методическое пособие. Абакан: АГПИ, 1990.
  22. Равен Дж., Равен Дж. К., Корт Дж. Х. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Раздел 2. Стандартные цветные матрицы (включая параллельные версии теста) / пер. с англ. Изд-е 2-е, стереотип. М.: Когито-Центр, 2009.
  23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2019.
  24. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2007.

Информация об авторах

Смирнова Анастасия Викторовна

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 декабря 2024.
  • Опубликована: 3 февраля 2025.

Ключевые слова

  • младшие школьники c задержкой психического развития
  • коррекционно-развивающая работа
  • свойства зрительного восприятия
  • когнитивные способности
  • цветные прогрессивные матрицы Равена
  • primary school children with mental delay, correctional and developmental work, properties of visual perception, cognitive abili
  • primary school children with mild intellectual disability
  • corrective and developmental work
  • properties of visual perception
  • cognitive abilities
  • Raven’s Coloured Progressive Matrices

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)