Использование наглядности на уроках математики в начальной школе для слепых обучающихся
Аннотация
Цель исследования – обосновать влияние использования наглядности на уровень освоения учебного предмета «Математика» слепыми обучающимися в начальной школе. В статье анализируются современные подходы к использованию средств наглядности в процессе обучения с учетом последних достижений в областях педагогики, психологии и нейрофизиологии. Рассматриваются виды наглядности и их место в познавательной деятельности. Выделяются и описываются характерные особенности слепых обучающихся, что является основой для использования специальной наглядности в структуре учебных предметов, в том числе при изучении математики. Проводится анализ усвоения учебного материала по математике по двум разделам учебной программы (решение текстовых задач; пространственные отношения и геометрические фигуры), так как уровень усвоения программного материала по ним зависит от своевременно и правильно организованной работы с наглядностью на уроках. Научная новизна заключается в обосновании необходимости использования наглядности как средства формирования математических знаний и практических умений у слепых младших школьников. Результаты определяют необходимость включения в планирование уроков по математике для слепых обучающихся наглядности, способствующей предупреждению преобладания вербальных знаний над практическими умениями.
Источники
- Воронова Е. Е. Особенности применения средств наглядности в обучении детей с нарушениями зрения // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2011. № 2 (6).
- Зайцева С. А., Мухина Л. Н. Формирование логических универсальных учебных действий в начальной школе для незрячих детей средствами наглядности // Педагогический вестник. 2020. № 14.
- Копыльцова М. М. Преемственность в реализации адаптированных образовательных программ для слепых обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования // Вестник науки. 2024. Т. 3. № 6 (75).
- Крамаренко Г. А. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися // Управление развитием образования. 2024. № 1.
- Никулина Г. В., Никулина И. Н. Современные проблемы теории и практики образования лиц с нарушениями зрения // Система комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения: проблемы подготовки кадров: сборник статей всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию кафедры тифлопедагогики. СПб., 2020.
- Плаксина Л. И. Организация предметно-пространственной среды для детей с нарушениями зрения // Плаксина Л. И., Дружинина Л. А., Осипова Л. Б. Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения. М.: ИНФРА-М, 2021.
- Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология. 2005. № 6.
- Потемкина А. В. Технология развития осязания и мелкой моторики у слепых обучающихся // Система комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения: проблемы подготовки кадров: сборник статей всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию кафедры тифлопедагогики. СПб., 2020.
- Севостьянова В. М. Особенности обучения математике слепых детей и детей с остаточным зрением // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 3.
- Усольцев А. П., Шамало Т. Н. Наглядность и ее функции в обучении // Педагогическое образование в России. 2016. № 6.
- Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 14 декабря 2024.
- Опубликована: 14 февраля 2025.
Ключевые слова
- средства наглядности на уроках математики
- уроки математики для слепых обучающихся
- формирование математических знаний
- геометрические представления
- иллюстрирование текстовых задач
- visual aids in mathematics lessons
- mathematics lessons for blind students
- formation of mathematical knowledge
- geometric representations
- illustrating word problems
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»