Оценка влияния сложности языковых программ на обучение взрослых с учетом возрастных характеристик и факторов самомотивации
Аннотация
Цель исследования – охарактеризовать влияние сложности программ обучения иностранному языку на освоение взрослыми обучающимися иноязычных программ обучения с учетом возрастных особенностей и факторов самомотивации. В статье рассмотрены методические аспекты преподавания иностранного языка взрослым, влияние уровня сложности программы на мотивацию обучающихся, а также факторы, определяющие успешность освоения иноязычного материала в рамках программ обучения взрослых. Теоретически обоснована взаимосвязь между сложностью и эффективностью обучения, а также роль внутренней и внешней мотивации в формировании устойчивого интереса к изучению иностранного языка. Проведен анализ освоенности программ иноязычного обучения среди взрослых обучающихся на основе статистических данных и самооценок слушателей, выявлены ключевые факторы, влияющие на результаты обучения. Научная новизна исследования состоит в том, что рассмотрено сочетанное влияние сложности программы и уровня самомотивации на успешность освоения иностранного языка взрослыми. Определены критические границы сложности курса, при которых мотивация поддерживается на оптимальном уровне. В результате исследования установлено, что наиболее высокие результаты достигаются при умеренной сложности программы в сочетании с высокой самомотивацией. Избыточная сложность курса без поддержки самостоятельных усилий снижает мотивацию, в то время как чрезмерное упрощение приводит к снижению интереса, что подтверждает выявленные на теоретическом уровне положения.
Источники
- Богачева А. В. Методы создания искусственной языковой среды на занятиях РКИ // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2 (35).
- Бостанова М. А. Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении // Педагогический вестник. 2021. № 20.
- Галишникова Е. М. Обучение иностранному языку: проблемы и перспективы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 9.
- Гладкова О. К. Проблема обучения взрослых иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2014. № 6.
- Захарова М. В. Инвариантное и вариативное в преподавании иностранного языка в вузе авиационного профиля // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. Т. 6. № 5.
- Земскова Л. В. Сложности в обучении иностранному (английскому) языку студентов неязыковых специальностей // Вестник науки и образования. 2018. № 12 (48).
- Карпова Т. А. Влияние различных факторов на эффективность преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98).
- Китова Е. Б. Практические аспекты обучения взрослых слушателей английскому языку // Известия Байкальского государственного университета. 2022. № 4.
- Колесников А. К. Концепция измерения сложности образовательной программы (на примере высшего профессионального образования) // Сибирский педагогический журнал. 2011a. № 9.
- Колесников А. К. Концепция измерения сложности образовательной программы (на примере программ высшего профессионального образования) // Образование и наука. 2011b. № 7.
- Кошелева Ю. П. Влияние языковой среды на психическое развитие детей-билингвов дошкольного возраста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024. № 2 (851).
- Крет М. В. Влияние мотивации достижения и стремления к успеху на динамику обучения взрослых иностранному языку // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. Т. 7. № 2.
- Кулинка Е. С. Особенности обучения взрослых иностранному языку // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 2-1 (77).
- Курченкова Е. А. Внутренняя и внешняя мотивация к изучению иностранного языка у студентов неязыковых направлений обучения университета // Artium Magister. 2024. Т. 24. № 2.
- Лазарева А. С. Реализация ценностной парадигмы в дополнительном иноязычном образовании взрослых в корпоративной среде // Язык и культура. 2023. № 64.
- Лазарева А. С. Синергетический подход в обеспечении качества корпоративного обучения иностранным языкам (дополнительное образование взрослых) // Язык и культура. 2020. № 52.
- Лазарева А. С., Агеева Н. В. Психологические барьеры при обучении взрослых устной иноязычной речи в корпоративном формате обучения // Язык и культура. 2022. № 58.
- Лазарева А. С., Безукладников К. Э. Андрагогика как базис мультиязыкового корпоративного обучения // Язык и культура. 2023. № 62.
- Ларина Т. В., Киргинцева Н. С. Андрагогический подход к повышению качества обучения иностранному языку в военном вузе // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 4 (107).
- Лихачёва Т. С., Стрепетова Н. В. Мотивация изучения английского языка студентами ИТ-специальностей // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. № 4 (72).
- Мацько Д. С. Особенности обучения английскому языку взрослых в системе дополнительного образования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 2 (19).
- Медведева А. В. Роль мотивации взрослых к самостоятельному изучению иностранных языков // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 11-4 (30).
- Мерекина И. В. Роль самостоятельной работы студентов в обучении иностранному языку // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 2-1 (89).
- Мещерякова О. В. Возможности использования искусственного интеллекта для повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6 (110).
- Оберемко О. Г., Малютина Е. А. Развитие устной речи взрослых обучающихся на курсах иностранных языков в условиях неопределённости // Язык и культура. 2023. № 61.
- Пашукова Т. И. Психологические особенности обучения иностранным языкам и применение нестандартных методик преподавателями и студентами-практикантами // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. № 3 (832).
- Похолков Ю. П., Горянова Л. Н. Языковая среда: от понятия к принципам создания // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7.
- Рудометова Л. Т., Шлангман М. К. Факторы успешного обучения иностранному языку в неязыковом вузе в процессе реализации компетентностного подхода // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 8 (122).
- Семенова Е. Ю. Обучение взрослых иностранному языку // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 2.
- Флеров О. В. Развитие информационной компетенции взрослых средствами иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 1-1 (67).
- Хасанова Л. И., Лебедева Н. Н. Развитие мотивации к изучению иностранного языка в гендерном аспекте (на материале разновозрастных групп школьников) // Многоязычие в образовательном пространстве. 2024. Т. 16. № 1.
- Хейдари-Пур З., Хоссейни А. Мотивация и ее роль при обучении иностранному языку // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 7 (140).
- Цаликова И. К., Пахотина С. В. Проблема мотивации изучения иностранных языков в международных исследованиях: систематический обзор // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 5.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 2 января 2025.
- Опубликована: 21 февраля 2025.
Ключевые слова
- обучение взрослых иностранным языкам
- влияние сложности на освоение иноязычных программ обучения
- мотивация к изучению иностранного языка взрослыми
- корпоративное обучение
- влияние самомотивации на обучение иностранному языку
- adult foreign language learning
- influence of complexity on the acquisition of foreign language training programs
- motivation for learning a foreign language by adults
- corporate training
- influence of self-motivation on foreign language learning
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»