• Научная статья
  • 24 февраля 2025
  • Открытый доступ

Обучение студентов-испанистов лингвокультурным особенностям испанского языка Латинской Америки как способ совершенствования профессиональной подготовки лингвистов

Аннотация

Цель настоящего исследования состоит в поиске путей решения проблемы формирования лингвокультурной компетенции студентов-испанистов как необходимой квалификационной характеристики будущих специалистов в сфере испанского языка, позволяющей участвовать в ситуациях межкультурного общения на основе пиренейского и латиноамериканских вариантов испанского языка. В статье представлены подходы к трактовке понятия лингвокультурной компетенции и дается ее определение применительно к рассматриваемому в данном исследовании контингенту обучаемых. Научная новизна исследования состоит в разработке научно-обоснованной модели обучения, позволяющей успешно решать проблему формирования лингвокультурной компетенции студентов-испанистов в рамках аспекта «Практический курс испанского языка». В результате представлено описание проведенного в ходе исследования пробного обучения на основе методических материалов, отражающих лингвокультурные реалии латиноамериканских вариантов испанского языка как необходимой составляющей содержания лингвокультурной компетенции, обеспечивающей способность и готовность работать с национальными вариантами испанского языка.

Источники

  1. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие. Изд-е 6-е. М.: Флинта, 2020.
  2. Виноградов В. С. Лексикология испанского языка. М.: КДУ, 2021.
  3. Войткова А. Н., Сметанина Т. В., Фетисова С. А. Формирование лингвокультурологической компетенции при обучении иностранному языку в высшей школе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (149).
  4. Воробьев В. В. Лингвокультурология. М.: РУДН, 2011.
  5. Вяликова Г. С., Финикова Ю. Б. Формирование лингвокультурной компетенции будущего учителя на основе квест-технологии // Педагогическое образование и наука. 2023. № 1.
  6. Дортман С. Р. Обучение лингвокультурологической компетенции учащихся средних профессиональных образовательных учреждений: дисс. … к. пед. н. Пятигорск, 2012.
  7. Киселева М. С. Формирование лингвокультурологической компетенции иностранных студентов на материале текстов этнокультуроведческого содержания: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2004.
  8. Сабитова З. К. Лингвокультурология: учебник. Изд-е 4-е, стер. М.: Флинта, 2023.
  9. Смирнова А. Г., Горбова Н. В. Формирование лингвокультурологической компетенции на занятиях по иностранному языку через изучение аутентичных песен // Восток – Запад: теоретические и прикладные аспекты преподавания европейских и восточных языков: мат. VII международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 6 марта 2024 г.). Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2024.
  10. Тарнаева Л. П. Лингвокультурологическая компетентность переводчика в сфере делового общения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия «Педагогика». 2010. Т. 3. № 2.
  11. Телия В. Н. Культурно-национальные коннотации фразеологизмов: от мировидения к миропониманию // Славянское языкознание: докл. рос. делегации: XI международный съезд славистов / отв. ред. Н. И. Толстой. М.: Наука, 1993.
  12. Токарев Г. В. Основы лингвокультурологии: учебник. Тула: Тульское производственное полиграфическое объединение, 2020.
  13. Халупо О. И. Базовые единицы лингвокультурной компетенции носителя языка // Язык и культура. 2012. Вып. 2 (18).
  14. Шанина М. В. Методика оценки лингвокультурной компетенции студентов факультета иностранных языков // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9-4 (51).
  15. Шантарович А. А. Лингвокультурная компетенция: содержание, структура, роль в процессе обучения языку // Мова і літаратура: матэрыялы 77-й навук. канф. студэнтаў і аспірантаў філалагічнага фак. Мн.: БДУ, 2020.
  16. Шкатова Л. А. Словарь лингвокультурной грамотности как компонент контрольно-измерительных материалов // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 2 (24).

Информация об авторах

Ярмуш Надежда Юрьевна

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 января 2025.
  • Опубликована: 24 февраля 2025.

Ключевые слова

  • лингвокультурные особенности испанского языка
  • варианты испанского языка
  • испанский язык Латинской Америки
  • лингвокультурная компетенция
  • профессиональная подготовка лингвистов
  • linguo-cultural features of the Spanish language
  • variants of the Spanish language
  • Spanish language of Latin America
  • linguo-cultural competence
  • professional training of linguists

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)