• Научная статья
  • 28 февраля 2025
  • Открытый доступ

Особенности организации музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в контексте современных авторских музыкально-педагогических технологий и методик

Аннотация

Цель исследования – обосновать необходимость реализации современных авторских музыкально-педагогических технологий и методик раннего обучения музыке на занятиях с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС). В статье убедительно показана необходимость музыкальных занятий с детьми с РАС. Раскрываются педагогические возможности проведения музыкальных занятий с детьми с РАС на основе комбинирования отдельных элементов методик Марины Файн, Е. А. Олёрской, реализации программы Soft Way to Mozart Е. В. Хайнер. Раскрыто научное музыкально-педагогическое осмысление достижений современной педагогики музыкального образования в условиях инклюзии. Обозначены научно-теоретические и практико-ориентированные установки для оптимальной, наиболее целесообразной и эффективной организации музыкальных занятий с детьми с РАС. Раскрыты пути преодоления психологических трудностей у детей дошкольного возраста с РАС в процессе проведения музыкальных занятий. Обозначены особенности организации музыкальных занятий с детьми с РАС на основе реализации отдельных комбинированных элементов логоритмических музыкальных игр, современных авторских методик обучения музыкальной грамоте, интерактивных цифровых сетевых технологий (программа Soft Way to Mozart). Научная новизна исследования заключается в том, что в нем разработан алгоритм первоначальных музыкальных занятий c дошкольниками с РАС на основе комбинирования элементов различных современных авторских методик и технологий музыкального обучения. В результате обоснована необходимость комплексного и многогранного музыкального развития детей с РАС. Доказана воспитательная и коррекционная значимость ранних музыкальных занятий в жизни детей с РАС дошкольного возраста.

Источники

  1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. М.: Прометей, 2020.
  2. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой: из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Советский композитор, 1992.
  3. Горбунова И. Б., Плотников К. Ю., Хайнер Е. В. Музыкально-компьютерные технологии как интерактивная сетевая образовательная среда // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80).
  4. Горбунова И. Б., Хайнер Е. В. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в школе цифрового века: программа «Soft Way to Mozart» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 4 (39).
  5. Данилина К. К., Салимова К. Р. Современное состояние проблемы высокофункционального аутизма // Аутизм и нарушения развития. 2024. Т. 22. № 4.
  6. Демидова А. П., Зиновьева В. Н., Сафронова З. М. Логоритмика в развитии понимания речи детей с расстройством аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-2.
  7. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Дружинин В. В. Музыкальное воспитание дошкольников с ОВЗ как условие их компенсаторного развития // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85).
  8. Заваденко Н. Н., Печатникова Н. Л., Симашкова Н. В., Заваденко А. Н., Орлова К. А. Неврологические нарушения у детей с аутизмом // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2015. № 2.
  9. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. М.: Просвещение, 1991.
  10. Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка, 1966.
  11. Маряч А. Ю. Формирование метакогнитивных навыков у детей с ментальными нарушениями на музыкальных занятиях в центрах детского коррекционного развития // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы ХХI века: сборник научных трудов Педагогического форума с международным участием (г. Москва, 26 марта 2024 г.) / под ред. А. А. Квитковской, Г. Г. Еркибаевой, Л. П. Илларионовой, Я. И. Радзицкой. М.: Перспектива, 2024. Вып. 8.
  12. Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М.: Музыка, 1980.
  13. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2007.
  14. Овчинникова Т. С. Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 2.
  15. Полюдова Е. Л. Роль музыкального воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационная наука. 2022. № 11-2.
  16. Хайнер Е. В. Уважение ученика и «мягкое обучение» как главные принципы преподавания музыки по программе «Софт Моцарт» // Интернет и цифровое пространство: постматериальные ценности молодежи: сборник научных трудов. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2018.
  17. Целковников Б. М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки: дисс. … д. пед. н. Краснодар, 1999.

Информация об авторах

Маряч Анастасия Юрьевна

к. пед. н.

Пензенский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 января 2025.
  • Опубликована: 28 февраля 2025.

Ключевые слова

  • раннее обучение музыке
  • дети с расстройством аутистического спектра
  • высокофункциональный аутизм
  • синдром Аспергера
  • организация музыкальных занятий с дошкольниками
  • авторские музыкально-педагогические технологии и методики
  • программа Soft Way to Mozart
  • early music education
  • children with autism spectrum disorder
  • high-functioning autism
  • Asperger's syndrome
  • organization of music classes with preschoolers
  • author's musical-pedagogical technologies and methods
  • Soft Way to Mozart program

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)