Личностно-профессиональная самореализация обучающихся в специализированном высшем педагогическом образовании
Аннотация
Цель исследования – обосновать, что программы специализированной подготовки педагогов (магистратура) способствуют успешной личностно-профессиональной самореализации обучающихся. В статье раскрывается понятие «личностно-профессиональная самореализация обучающихся», выявляются ее критерии и показатели в специализированном высшем образовании, обсуждаются средства ее развития в процессе обучения, приводятся и анализируются результаты апробации программ специализированного высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» на факультете начального образования. В ходе проведенного исследования было доказано, что личностно-профессиональная самореализация является критерием эффективности образовательной программы и определяет методическую систему проектирования и реализации программы второго уровня высшего педагогического образования, что и составило новизну данного исследования. В результате определены средства проектирования программ с учетом развития личностно-профессиональной самореализации обучающихся в процессе второго уровня высшего образования: усиление связанности профессиональных и университетских сообществ, активизация рефлексивных ресурсов обучающихся в процессе подготовки, вариативное построение программ и проектирование дифференцированных треков освоения программы с учетом адресных групп обучающихся.
Источники
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
- Алексеев Н. Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: автореф. дисс. … д. психол. н. М., 2002.
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.
- Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. Образование как потенциальный ресурс модернизации общества // Образовательная политика. 2016. №2 (72).
- Богатырева О. О., Марцинковская Т. Д. Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития // Психологические исследования. 2009. № 1 (3).
- Гармонова А. В., Щеглова Д. В. Образовательные стратегии и профессиональные ориентиры современных российских магистрантов. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020. Вып. № 3 (28).
- Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Педагогическая магистратура: требования стандартов и новые модели // Человек и общество. 2015. № 4 (45).
- Зеер Э. Ф. Заводчиков Д. П., Зиннатова М. В. Взаимосвязь самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки // Научный диалог. 2017. № 12.
- Землянская Е. Н. Инновационная начальная школа: подготовка магистров по педагогике в условиях сетевого взаимодействия: монография. М.: Московский педагогический государственный университет, 2015.
- Землянская Е. Н. Проектирование программ рефлексивно-ориентированной профессиональной подготовки педагога начального образования в специализированном высшем образовании // Преподаватель XXI век. 2024. № 4-1. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2024-4-77-89
- Землянская Е. Н. Ретроспективный анализ идей и достижений в проектировании и реализации образовательных программ педагогической магистратуры на факультете начального образования МПГУ // Инновации и традиции в педагогике начального образования: монография / под ред. Е. Н. Землянской, С. В. Яковлева. М.: Московский педагогический государственный университет, 2022.
- Землянская Е. Н., Безбородова М. А., Ситниченко М. Я. Педагогическая практика как условие нормализации психологического самочувствия личности студента // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/ped20240002
- Землянская Е. Н., Кравченко А. В., Ситниченко М. Я. Подготовка учителя начальных классов в магистратуре нового поколения: пути и механизмы дальнейшего использования модернизированных модулей // Школа будущего. 2016. № 1.
- Климов Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. М. – Воронеж, 2003.
- Костакова И. В., Белоусова (Григорьева) С. С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15).
- Крылова Н. Н. Профессиональное и личностное самоопределение студентов в условиях профессионально-педагогического образования // Надежность и качество: труды международного симпозиума (г. Пенза, 23-31 мая 2011 г.). Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2011.
- Марголис А. А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. https://doi.org/10.17759/pse.2015200505
- Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал: психологические проблемы. М.: Дело, 1994.
- Москаленко О. В., Миронова Г. В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоэффективности // Мир психологии. 2011. № 1 (65).
- Непомнящая Н. И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии. 2005. № 1.
- Печеркина А. А., Катькало К. Д. Личностно-профессиональная самореализация: анализ исследований отечественных и зарубежных авторов // Педагогическое образование в России. 2021. № 1.
- Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи: методика для преподавателя и профконсультанта / под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. М., 1993.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение: учеб. пособие. М. – Воронеж: МОДЭК, 1996.
- Савенков А. И., Львова А. С., Вачкова С. Н., Любченко О. А., Никитина Э. К. Подготовка в магистратуре нового поколения // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3.
- Сластенин В. А. Субъектно-деятельный подход в общем и профессиональном образовании. М.: Магистр-Пресс, 2000.
- Сучкова Т. В. Особенности профессионального саморазвития студентов в процессе обучения в магистратуре // Вестник экономики, права и социологии. 2021. № 4.
- Хребин М. В. Психологические особенности успешной самореализации студентов в условиях профессионального становления: дисс. … к. психол. н. Ростов н/Д, 2019.
- Чудина Е. Е. Профессиональное саморазвитие магистрантов в условиях педагогической практики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2018. № 5 (128).
- Шутенко Е. Н., Шутенко А. И., Ковтун Ю. Ю. Признаки и паттерны самореализации студентов как показатели их психологического благополучия в процессе обучения в вузе // Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 3.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 5 февраля 2025.
- Опубликована: 13 марта 2025.
Ключевые слова
- специализированное высшее образование
- школьно-университетское партнерство
- подготовка педагога
- рефлексивно-исследовательский подход
- личностно-профессиональная самореализация обучающихся
- specialized higher education
- school-university partnership
- teacher training
- reflexive-research approach
- personal and professional self-realization of students
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»