• Научная статья
  • 13 марта 2025
  • Открытый доступ

Личностно-профессиональная самореализация обучающихся в специализированном высшем педагогическом образовании

Аннотация

Цель исследования – обосновать, что программы специализированной подготовки педагогов (магистратура) способствуют успешной личностно-профессиональной самореализации обучающихся. В статье раскрывается понятие «личностно-профессиональная самореализация обучающихся», выявляются ее критерии и показатели в специализированном высшем образовании, обсуждаются средства ее развития в процессе обучения, приводятся и анализируются результаты апробации программ специализированного высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» на факультете начального образования. В ходе проведенного исследования было доказано, что личностно-профессиональная самореализация является критерием эффективности образовательной программы и определяет методическую систему проектирования и реализации программы второго уровня высшего педагогического образования, что и составило новизну данного исследования. В результате определены средства проектирования программ с учетом развития личностно-профессиональной самореализации обучающихся в процессе второго уровня высшего образования: усиление связанности профессиональных и университетских сообществ, активизация рефлексивных ресурсов обучающихся в процессе подготовки, вариативное построение программ и проектирование дифференцированных треков освоения программы с учетом адресных групп обучающихся.

Источники

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  2. Алексеев Н. Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: автореф. дисс. … д. психол. н. М., 2002.
  3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.
  4. Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. Образование как потенциальный ресурс модернизации общества // Образовательная политика. 2016. №2 (72).
  5. Богатырева О. О., Марцинковская Т. Д. Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития // Психологические исследования. 2009. № 1 (3).
  6. Гармонова А. В., Щеглова Д. В. Образовательные стратегии и профессиональные ориентиры современных российских магистрантов. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020. Вып. № 3 (28).
  7. Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Педагогическая магистратура: требования стандартов и новые модели // Человек и общество. 2015. № 4 (45).
  8. Зеер Э. Ф. Заводчиков Д. П., Зиннатова М. В. Взаимосвязь самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки // Научный диалог. 2017. № 12.
  9. Землянская Е. Н. Инновационная начальная школа: подготовка магистров по педагогике в условиях сетевого взаимодействия: монография. М.: Московский педагогический государственный университет, 2015.
  10. Землянская Е. Н. Проектирование программ рефлексивно-ориентированной профессиональной подготовки педагога начального образования в специализированном высшем образовании // Преподаватель XXI век. 2024. № 4-1. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2024-4-77-89
  11. Землянская Е. Н. Ретроспективный анализ идей и достижений в проектировании и реализации образовательных программ педагогической магистратуры на факультете начального образования МПГУ // Инновации и традиции в педагогике начального образования: монография / под ред. Е. Н. Землянской, С. В. Яковлева. М.: Московский педагогический государственный университет, 2022.
  12. Землянская Е. Н., Безбородова М. А., Ситниченко М. Я. Педагогическая практика как условие нормализации психологического самочувствия личности студента // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/ped20240002
  13. Землянская Е. Н., Кравченко А. В., Ситниченко М. Я. Подготовка учителя начальных классов в магистратуре нового поколения: пути и механизмы дальнейшего использования модернизированных модулей // Школа будущего. 2016. № 1.
  14. Климов Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. М. – Воронеж, 2003.
  15. Костакова И. В., Белоусова (Григорьева) С. С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15).
  16. Крылова Н. Н. Профессиональное и личностное самоопределение студентов в условиях профессионально-педагогического образования // Надежность и качество: труды международного симпозиума (г. Пенза, 23-31 мая 2011 г.). Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2011.
  17. Марголис А. А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. https://doi.org/10.17759/pse.2015200505
  18. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
  19. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал: психологические проблемы. М.: Дело, 1994.
  20. Москаленко О. В., Миронова Г. В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоэффективности // Мир психологии. 2011. № 1 (65).
  21. Непомнящая Н. И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии. 2005. № 1.
  22. Печеркина А. А., Катькало К. Д. Личностно-профессиональная самореализация: анализ исследований отечественных и зарубежных авторов // Педагогическое образование в России. 2021. № 1.
  23. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи: методика для преподавателя и профконсультанта / под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. М., 1993.
  24. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение: учеб. пособие. М. – Воронеж: МОДЭК, 1996.
  25. Савенков А. И., Львова А. С., Вачкова С. Н., Любченко О. А., Никитина Э. К. Подготовка в магистратуре нового поколения // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3.
  26. Сластенин В. А. Субъектно-деятельный подход в общем и профессиональном образовании. М.: Магистр-Пресс, 2000.
  27. Сучкова Т. В. Особенности профессионального саморазвития студентов в процессе обучения в магистратуре // Вестник экономики, права и социологии. 2021. № 4.
  28. Хребин М. В. Психологические особенности успешной самореализации студентов в условиях профессионального становления: дисс. … к. психол. н. Ростов н/Д, 2019.
  29. Чудина Е. Е. Профессиональное саморазвитие магистрантов в условиях педагогической практики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2018. № 5 (128).
  30. Шутенко Е. Н., Шутенко А. И., Ковтун Ю. Ю. Признаки и паттерны самореализации студентов как показатели их психологического благополучия в процессе обучения в вузе // Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 3.

Информация об авторах

Землянская Елена Николаевна

д. пед. н., проф.

Московский педагогический государственный университет

Безбородова Мария Александровна

к. психол. н., доц.

Московский педагогический государственный университет

Ситниченко Марина Ярополковна

к. пед. н., доц.

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 февраля 2025.
  • Опубликована: 13 марта 2025.

Ключевые слова

  • специализированное высшее образование
  • школьно-университетское партнерство
  • подготовка педагога
  • рефлексивно-исследовательский подход
  • личностно-профессиональная самореализация обучающихся
  • specialized higher education
  • school-university partnership
  • teacher training
  • reflexive-research approach
  • personal and professional self-realization of students

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)