• Научная статья
  • 7 мая 2025
  • Открытый доступ

Комплекс заданий для совершенствования метафорической компетенции студентов языковых вузов

Аннотация

Целью данного исследования является разработка комплекса заданий для совершенствования метафорической компетенции студентов языковых вузов. В представленной статье систематизированы взгляды ученых на лингводидактический потенциал изучения метафор и сущность метафорической компетенции обучаемых. Научная новизна исследования заключается в интегративном описании метафорической компетенции студентов языковых вузов как важнейшей составляющей всех компонентов коммуникативной компетенции. В результате проведенного исследования автор разрабатывает комплекс языковых и коммуникативных заданий с опорой на разнообразные интернет-ресурсы для совершенствования метафорической компетенции студентов языковых вузов на современном этапе обучения.

Источники

  1. Арутюнова Н. Д. Метафора // Арутюнова Н. Д., Виноградов В. А., Гак В. Г., Гамкрелидзе Т. В. Языкознание: большой энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. Изд-е 2-е. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  2. Барановская Т. А., Антонова М. Б., Захарова А. В., Ли С. И. Языковая картина мира: от теории к практике. М.: Флинта, 2023.
  3. Головко Н. В., Одекова Ф. Р., Шейко Д. В. Результаты эмпирического исследования семантических аспектов метафорической компетенции иностранных студентов российского вуза // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023. № 6 (99).
  4. Дейнан Э. Метафоры: справочник по английскому языку. М.: АСТ, 2003.
  5. Ефремова Н. О., Петухова Е. В. Использование изучающего чтения для формирования метафорической компетенции // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2023. № 18.
  6. Кепке К. Метафоры на занятиях по иностранному языку // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. № 4.
  7. Кириченко И. А. Формирование метафорической компетенции как необходимый элемент обучения иностранному языку // Молодежь и образование XXI века: материалы XXII межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Ставрополь, 2024.
  8. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Блиц; Cambridge University Press, 2001.
  9. Кузьменко Е. Л., Даутова О. Г., Мальцева Л. Б. Формирование метафорической компетенции при работе над сюжетной композицией как педагогическая проблема // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: сборник трудов конференций. М.: Экон-Информ, 2022.
  10. Курносова О. А. Обучение иностранных учащихся метафорическому словоупотреблению // Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного: материалы международной научно-практической конференции. М.: Московский педагогический государственный университет, 2021.
  11. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М., 2017.
  12. Макашова В. В. Концептуальная метафора в педагогическом дискурсе: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2023.
  13. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2007.
  14. Морозова Е. В. О метафорической компетенции студентов, изучающих английский язык // Опыт образовательной организации в сфере формирования цифровых навыков: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Чебоксары, 2019.
  15. Ноздрина А. С. Взгляд на лингвокультурную компетенцию через призму концептуальных моделей // Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе: сборник материалов IV Межвузовской научно-практической конференции. М.: МГИМО, 2022.
  16. Суворова М. В. Анализ роли метафорической компетенции в полноценном овладении языком в парадигме международного стандарта ‘Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment.Companion Volume with New Descriptors’ // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. 2021. № 2.
  17. Тянь Гао. Разработка системы упражнений и тестовых заданий для китайской аудитории по усвоению метафорических моделей концепта ПАТРИОТИЗМ // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 5. https://doi.org/10.30853/ped210119
  18. Уразова Е. А. Метафора в репрезентации языковой картины мира (на примере англо-американской и русской политической публицистики): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2019.
  19. Hilliard A. Using Cognitive Linguistics to Teach Metaphor and Metonymy in an EFL and an ESL Context. Thesis. 2017. https://etheses.bham.ac.uk/id/eprint/7830/1/Hilliard17PhD_Redacted.pdf
  20. Littlemore J. Metaphoric Competence, Second Language Learning, and Communicative Language Ability // Applied Linguistics. 2006. Vol. 27 (2). http://dx.doi.org/10.1093/applin/aml004
  21. Moon R. Metaphor // Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. Oxford: Macmillan, 2002.
  22. Nacey S. Metaphors in Learner English. Amsterdam – Philadelphia: Benjamims, 2013.
  23. Perez R. Teaching Conceptual Metaphors to EFL Learners in the European Space of Higher Education // European Journal of Applied Linguistics. 2016. Vol. 5. № 1.
  24. Richards J. C., Schmidt R. W. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied linguistics. 3rd ed. L.: Pearson Education, Limited, 2002.

Информация об авторах

Давыдова Юлия Григорьевна

к. пед. н., доц.

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 апреля 2025.
  • Опубликована: 7 мая 2025.

Ключевые слова

  • коммуникативная компетенция
  • метафорическая компетенция
  • комплекс языковых и коммуникативных упражнений
  • студенты языковых вузов
  • communicative competence
  • metaphorical competence
  • set of linguistic and communicative exercises
  • language university students

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)