• Научная статья
  • 14 мая 2025
  • Открытый доступ

Педагогическая технология междисциплинарного сопровождения военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья в системе адаптивной физической культуры Вооруженных Сил Российской Федерации

Аннотация

Цель исследования – научное обоснование и разработка педагогической технологии (алгоритма) междисциплинарного взаимодействия военных специалистов (физическая подготовка, медицинская служба, психологи) при организации занятий адаптивной физической культурой (далее – АФК) военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в рамках их профессиональной подготовки в системе Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – ВС РФ). Научная новизна исследования состоит в том, что впервые разработана и теоретически обоснована педагогическая технология междисциплинарного сопровождения военнослужащих с ОВЗ в системе АФК ВС РФ; технология представлена в виде алгоритма, описывающего последовательность действий и распределение педагогических функций между специалистом по физической подготовке, военным врачом и психологом. Учтены такие факторы, как отсутствие штатных специалистов в военных комиссариатах, дефицит психологов, недостаточная компетентность военных медиков в области АФК и необходимость привлечения внешних организаций (Центральный спортивный клуб Армии, Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России, городские спортивные клубы и учреждения и т. п.). Алгоритм строится на идеях системного, деятельностного и компетентностного подходов, а также принципах инклюзивного и профессионально-ориентированного образования. В результате исследования показано, что реализация педагогической технологии позволяет повысить эффективность физической и психоэмоциональной реабилитации военнослужащих с ОВЗ, а также способствует их профессиональной интеграции в систему профессионального образования.

Источники

  1. Галкина Т. Э. О реализации в системе повышения квалификации специалистов социальной сферы персонифированного подхода // Отечественный журнал социальной работы. 2014. № 1 (56).
  2. Гиль А. Ю. Возможности сетевой формы организации межведомственного взаимодействия власти в решении социально значимых задач // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 4 (20).
  3. Дьяконов И. Ф., Маркосян С. Е., Тегза В. Ю., Резункова О. П. Технологии медико-психологической реабилитации военнослужащих // Здоровье − основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. Т. 13. № 1.
  4. Зыков А. В., Смирнов А. Г., Щуров А. Г., Черный В. С. Развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2024. № 4.
  5. Образцов М. С. Адаптивная физическая культура и спорт в непрерывном профессиональном образовании военнослужащих медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2024. № 12 (238).
  6. Образцов М. С., Исламов В. А., Савченко О. А. Влияние мастер-классов по адаптивной физической культуре и спорту на физическое и психологическое благополучие военнослужащих в процессе реабилитации // Культура физическая и здоровье. 2024a. № 1 (89).
  7. Образцов М. С., Исламов В. А., Савченко О. А. Педагогическая модель повышения квалификации специалистов служебно-прикладной физической подготовки к деятельности в сфере адаптивной физической культуры // Вестник педагогических наук. 2024b. № 3.
  8. Образцов М. С., Исламов В. А., Савченко О. А., Елизаров Д. В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика физической культуры. 2023. № 10.
  9. Пашкин С. Б., Мозеров С. А., Мозерова Е. С. Актуальные аспекты оказания психологической помощи военнослужащим // Военный инженер. 2019. № 3 (13).
  10. Петрова Т. Н., Готовцев И. И., Филимонова М. Н. Сетевое взаимодействие в профессиональной подготовке специалистов сферы физической культуры и спорта: теория и практика // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1 (156).
  11. Попов Г. Н., Евсеев С. П. Педагогические аспекты адаптивной физической культуры как интегративной дисциплины // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 10 (61).
  12. Похоруков О. Ю. Формирование профессионализма будущих педагогов адаптивной физической культуры на основе компетентностного подхода // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 13.
  13. Прокофьев И. Е. Теоретические аспекты проблематики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в условиях современной системы высшего образования // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 2 (216).
  14. Тоистева О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. № 2.
  15. Третьяков П. И., Шарай Н. А. К вопросу о состоянии проблемы управления качеством образовательных систем // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4.
  16. Хажуев И. С. Использование методов когнитивно-поведенческой психотерапии в купировании признаков интрузии при ПТСР // Шаг в науку: сборник материалов международной научно-практической конференции. Грозный: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2018.
  17. Щуров А. Г. О повышении компетентности специалистов физической культуры по вопросу проведения занятий в специальных медицинских группах // Безопасный спорт-2023: материалы X Международного конгресса. СПб.: Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, 2023.
  18. Lundberg N., Bennett J., Smith S. Outcomes of Adaptive Sports and Recreation Participation among Veterans Returning from Combat with Acquired Disability // Therapeutic Recreation Journal. 2011. Vol. 45. № 2.

Информация об авторах

Образцов Михаил Сергеевич

к. пед. н.

Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 апреля 2025.
  • Опубликована: 14 мая 2025.

Ключевые слова

  • военнослужащие с ограниченными возможностями здоровья
  • адаптивная физическая культура
  • военная педагогика
  • профессиональное образование
  • междисциплинарное взаимодействие
  • методология и технология
  • servicemen with disabilities
  • adaptive physical education
  • professional education
  • military pedagogy
  • interdisciplinary interaction
  • methodology and technology

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)