Педагогическая технология междисциплинарного сопровождения военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья в системе адаптивной физической культуры Вооруженных Сил Российской Федерации
Аннотация
Цель исследования – научное обоснование и разработка педагогической технологии (алгоритма) междисциплинарного взаимодействия военных специалистов (физическая подготовка, медицинская служба, психологи) при организации занятий адаптивной физической культурой (далее – АФК) военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в рамках их профессиональной подготовки в системе Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – ВС РФ). Научная новизна исследования состоит в том, что впервые разработана и теоретически обоснована педагогическая технология междисциплинарного сопровождения военнослужащих с ОВЗ в системе АФК ВС РФ; технология представлена в виде алгоритма, описывающего последовательность действий и распределение педагогических функций между специалистом по физической подготовке, военным врачом и психологом. Учтены такие факторы, как отсутствие штатных специалистов в военных комиссариатах, дефицит психологов, недостаточная компетентность военных медиков в области АФК и необходимость привлечения внешних организаций (Центральный спортивный клуб Армии, Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России, городские спортивные клубы и учреждения и т. п.). Алгоритм строится на идеях системного, деятельностного и компетентностного подходов, а также принципах инклюзивного и профессионально-ориентированного образования. В результате исследования показано, что реализация педагогической технологии позволяет повысить эффективность физической и психоэмоциональной реабилитации военнослужащих с ОВЗ, а также способствует их профессиональной интеграции в систему профессионального образования.
Источники
- Галкина Т. Э. О реализации в системе повышения квалификации специалистов социальной сферы персонифированного подхода // Отечественный журнал социальной работы. 2014. № 1 (56).
- Гиль А. Ю. Возможности сетевой формы организации межведомственного взаимодействия власти в решении социально значимых задач // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 4 (20).
- Дьяконов И. Ф., Маркосян С. Е., Тегза В. Ю., Резункова О. П. Технологии медико-психологической реабилитации военнослужащих // Здоровье − основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. Т. 13. № 1.
- Зыков А. В., Смирнов А. Г., Щуров А. Г., Черный В. С. Развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2024. № 4.
- Образцов М. С. Адаптивная физическая культура и спорт в непрерывном профессиональном образовании военнослужащих медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2024. № 12 (238).
- Образцов М. С., Исламов В. А., Савченко О. А. Влияние мастер-классов по адаптивной физической культуре и спорту на физическое и психологическое благополучие военнослужащих в процессе реабилитации // Культура физическая и здоровье. 2024a. № 1 (89).
- Образцов М. С., Исламов В. А., Савченко О. А. Педагогическая модель повышения квалификации специалистов служебно-прикладной физической подготовки к деятельности в сфере адаптивной физической культуры // Вестник педагогических наук. 2024b. № 3.
- Образцов М. С., Исламов В. А., Савченко О. А., Елизаров Д. В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика физической культуры. 2023. № 10.
- Пашкин С. Б., Мозеров С. А., Мозерова Е. С. Актуальные аспекты оказания психологической помощи военнослужащим // Военный инженер. 2019. № 3 (13).
- Петрова Т. Н., Готовцев И. И., Филимонова М. Н. Сетевое взаимодействие в профессиональной подготовке специалистов сферы физической культуры и спорта: теория и практика // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1 (156).
- Попов Г. Н., Евсеев С. П. Педагогические аспекты адаптивной физической культуры как интегративной дисциплины // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 10 (61).
- Похоруков О. Ю. Формирование профессионализма будущих педагогов адаптивной физической культуры на основе компетентностного подхода // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 13.
- Прокофьев И. Е. Теоретические аспекты проблематики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в условиях современной системы высшего образования // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 2 (216).
- Тоистева О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. № 2.
- Третьяков П. И., Шарай Н. А. К вопросу о состоянии проблемы управления качеством образовательных систем // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4.
- Хажуев И. С. Использование методов когнитивно-поведенческой психотерапии в купировании признаков интрузии при ПТСР // Шаг в науку: сборник материалов международной научно-практической конференции. Грозный: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2018.
- Щуров А. Г. О повышении компетентности специалистов физической культуры по вопросу проведения занятий в специальных медицинских группах // Безопасный спорт-2023: материалы X Международного конгресса. СПб.: Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, 2023.
- Lundberg N., Bennett J., Smith S. Outcomes of Adaptive Sports and Recreation Participation among Veterans Returning from Combat with Acquired Disability // Therapeutic Recreation Journal. 2011. Vol. 45. № 2.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 5 апреля 2025.
- Опубликована: 14 мая 2025.
Ключевые слова
- военнослужащие с ограниченными возможностями здоровья
- адаптивная физическая культура
- военная педагогика
- профессиональное образование
- междисциплинарное взаимодействие
- методология и технология
- servicemen with disabilities
- adaptive physical education
- professional education
- military pedagogy
- interdisciplinary interaction
- methodology and technology
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»