• Научная статья
  • 6 июня 2025
  • Открытый доступ

Фрейм и ментальная карта как методические приемы реализации графического метода рефлексивного обучения в технологии развития критического мышления на уровне основного общего образования (на примере обществознания)

Аннотация

Цель исследования – выявить дидактический потенциал фрейма и ментальной карты как средств визуализации учебной информации в формировании системы знаний учащихся на этапе рефлексии в рамках технологии развития критического мышления. В статье рассматривается применение фрейма и ментальной карты в процессе организации учебно-познавательной деятельности как инструмента визуализации информации на этапе рефлексии технологии развития критического мышления. Обсуждаются теоретические основы рефлексивного обучения и критического мышления, раскрываются особенности каждого из указанных приемов, а также анализируется их практическое применение в образовательном процессе. Описан опыт использования фрейма и ментальной карты на уроках обществознания на уровне основного общего образования с акцентом на их методическую обоснованность и целесообразность применения в образовательном процессе. Представлены дидактические возможности каждого из инструментов, обозначены направления их интеграции в педагогическую практику. Научная новизна исследования состоит в выявлении и формулировании дидактически обусловленных различий между фреймом и ментальной картой как средствами визуализации учебного материала для достижения предметных результатов учебной деятельности учащихся на уровне основного общего образования. В результате определены особенности дидактического применения фрейма и ментальной карты. Ментальная карта способствует генерации идей и активизации ассоциативного мышления на стадии вызова, фрейм – структурированному осмыслению учебного материала на стадии рефлексии. Обоснована методическая целесообразность последовательного использования данных приемов на уровне основного общего образования. Отмечен их потенциал в формировании универсальных учебных действий и повышении осмысленности учебной деятельности учащихся.

Источники

  1. Агафонова Н. В. Рефлексия как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы // Дом знаний. 2023. № 4.
  2. Бартлетт Ф. Психика человека в труде и игре. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
  3. Белоусова И. В. Конструктивизм в обучении: почему этот подход не стал массовым. 2022. https://skillbox.ru/media/education/konstruktivizm-v-obuchenii-pochemu-etot-prekrasnyy-pedagogicheskiy-podkhod-ne-stal-massovym/
  4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005.
  5. Гальперин П. Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий»: дисс. … д. психол. н. М, 1965.
  6. Гутман С. И. Социальный конструктивизм и коллаборативное обучение // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 5.
  7. Исаев И. Ф. Деятельностный подход в педагогическом образовании // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 5.
  8. Клестов Д. А. Рефлексия в образовательном процессе: теоретические аспекты. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2020.
  9. Кодрле С. В., Савченко А. А. Ментальные карты как средство формирования профессиональных компетенций переводчика: лексический аспект // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 10. Вып. 2. https://doi.org/10.30853/ped20250028
  10. Колодочка Т. Н. Фреймовое обучение // Школьные технологии. 2005.
  11. Критическое мышление − углубленная методика / сост. Д. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. М.: Фонд Содействия, 1998.
  12. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Изд-во Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.
  13. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2014.
  14. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979.
  15. Назарова О. С. Рефлексивное обучение в преподавании психолого-педагогических дисциплин // Педагогика и просвещение. 2021. № 1.
  16. Полянский С. Ю. Применение фреймовой технологии для формирования навыков систематизации информации и достижения результатов освоения учебного предмета // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2025. № 1 (62). https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-1-5-11
  17. Роберт И. В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16-1.
  18. Суханов И. А. Метапознание как основа рефлексивного мышления. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2019.
  19. Талызина Н. Ф. Деятельностный подход к механизмам обобщения // Вопросы психологии. 2001. № 3.
  20. Титова Н. К. Развитие критического мышления обучающихся как фактор функциональной грамотности // Современное образование. 2023. № 2 (38).
  21. Тони Бьюзен. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления»: Манн, Иванов и Фербер. М., 2019.
  22. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход: учебное пособие. М.: Юрайт, 2024.

Информация об авторах

Полянская Людмила Андреевна

к. филол. н.

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Полянский Сергей Юрьевич

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 апреля 2025.
  • Опубликована: 6 июня 2025.

Ключевые слова

  • фрейм
  • ментальная карта
  • графический метод
  • технология развития критического мышления
  • frame
  • mind map
  • graphic method
  • critical thinking development technology

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)