Особенности использования нейросетей при формировании продуктивных лексико-грамматических навыков каталанского языка у студентов-испанистов
Аннотация
Цель исследования – определение потенциала и ограничений использования нейросетей при формировании продуктивных лексико-грамматических навыков каталанского языка у студентов-испанистов. В статье анализируются особенности интеграции программ с искусственным интеллектом (на примере Sesame AI, ChatGPT и GPTs Language Teacher Mr. Smith) в процесс самостоятельной речевой практики обучающихся. Основное внимание уделено рассмотрению функций нейросетей, таких как генерация упражнений, моделирование диалогов, предоставление мгновенной обратной связи. Показаны преимущества данных инструментов для расширения практики изучения редкого языка при ограниченном объеме аудиторных занятий. Научная новизна исследования заключается в комплексной оценке эффективности использования нейросетей в специфическом контексте преподавания каталанского языка. В результате выявлены перспективные направления (ролевые игры, создание контекстуальных заданий), а также существующие ограничения, включая англоцентричность моделей и возможные ошибки в генерируемых материалах. В результате исследования обоснована необходимость адаптации цифрового контента для повышения его качества и соответствия целям образовательной программы. Нейросети рассматриваются как средство поддержки традиционных методов обучения, способствующее развитию мотивации, автономности и коммуникативной компетенции студентов.
Источники
- Боголепова С. В., Бабасян Е. Р. Возможности искусственного интеллекта для разработки учебных и оценочных заданий по иностранным языкам // Преподаватель XXI век. 2024. № 1-1. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2024-1-137-154
- Костюкович Е. Ю. Применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в вузе // Современное педагогическое образование. 2023. № 1.
- Маленкова А. А., Цинцевич Я. Ю., Шуркевич Д. У. Искусственный интеллект как инструмент преодоления языковых барьеров и развития навыков говорения на иностранном языке // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 6 (109). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-6109-408-411
- Плохотнюк О. С. Особенности разработки вариативных тестовых заданий с использованием чат-бота с искусственным интеллектом ChatGPT в обучении будущих педагогов иностранному языку // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2023. № 3 (65). https://doi.org/10.25688/2072-9014.2023.65.3.10
- Сысоев П. В., Филатов Е. М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1.
- AlAfnan M., Dishari S., Jovic M., Lomidze K. ChatGPT as an educational tool: Opportunities, challenges, and recommendations for communication, business writing, and composition courses // Journal of Artificial Intelligence and Technology. 2023. Vol. 3. No. 2. https://doi.org/10.37965/jait.2023.0184
- Barrot J. S. Using ChatGPT for second language writing: Pitfalls and potentials // Assessing Writing. 2023. Vol. 57. https://doi.org/10.1016/j.asw.2023.100745
- De Vicente-Yagüe-Jara M.-I., López-Martínez O., Navarro-Navarro V., Cuéllar-Santiago F. Writing, creativity, and artificial intelligence. ChatGPT in the university context // Comunicar. 2023. Vol. 31. № 77.
- Mohamed A. M. Exploring the potential of an AI-based Chatbot (ChatGPT) in enhancing English as a Foreign Language (EFL) teaching: Perceptions of EFL Faculty members // Education and Information Technologies. 2023. Vol. 29. https://doi.org/10.1007/s10639-023-11917-z
- Woo J. H., Choi H. Systematic Review for AI-based Language Learning Tools // arXiv. 2021. https://doi.org/10.48550/arXiv.2111.04455
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 29 апреля 2025.
- Опубликована: 22 июня 2025.
Ключевые слова
- продуктивные навыки
- обучение каталанскому языку
- речевые упражнения
- искусственный интеллект
- ChatGPT
- productive skills
- Catalan language teaching
- speech exercises
- artificial intelligence
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»