• Научная статья
  • 23 июля 2025
  • Открытый доступ

Педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся девятых классов в современной среде химического образования

Аннотация

Цель исследования – выявить, провести теоретическое обоснование и экспериментально проверить результативность педагогических условий активизации познавательной деятельности учащихся девятых классов в условиях современной среды химического образования. Научная новизна заключается в уточнении методологических подходов, принципов и выявлении педагогических условий активизации познавательной деятельности обучающихся в современной среде химического образования. В статье уточнены педагогические принципы (учет особенностей современной среды химического образования; возрастных и когнитивных особенностей обучающихся). Выявлены педагогические условия активизации познавательной деятельности при обучении химии (создание атмосферы сотрудничества и поддержки в условиях цифрового обучения; внедрение активных и интерактивных цифровых методов обучения; персонализация учебного процесса; решение расчетных задач, содержащих связь с жизнью, и экспериментальных заданий с экологическим содержанием). Кроме того, в статье дана характеристика современной образовательной среды химического образования по ее содержанию и структурным компонентам (пространственно-предметному, социальному, дидактическому), раскрыта ее ключевая особенность. Конкретизированы понятия «познавательная деятельность» и «активизация познавательной деятельности». В качестве критериев и показателей активизации познавательной деятельности предложены: мотивационный (учебная мотивация); деятельностный (самостоятельность в познавательной деятельности; успешность проектной и исследовательской деятельности); эмоциональный (тревожность; интерес и любознательность). В ходе экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности обучающихся в современной среде химического образования применялись традиционные педагогические технологии, дополненные инновационными инструментами (цифровыми и виртуальными лабораториями, цифровым 3D-моделированием, интерактивными образовательными квестами, цифровыми видео-опытами, персональными вариативными упражнениями на цифровых образовательных платформах и сайте учителя). В целом апробация выявленных педагогических условий дала статистически значимый рост учебной мотивации, продемонстрировала снижение тревожности, повышение интереса к предмету и улучшение академических показателей обучающихся.

Материалы исследования

  1. Пашнев Б. К. Психодиагностика: практикум школьного психолога // Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  2. Трухан Е. А. Основы психодиагностики: учебные материалы для студентов специальности «Психология». Мн.: БГУ, 2014.

Источники

  1. Аршанский Е. Я., Белохвостов А. А., Борисевич И. С., Нарушевич В. Н., Толкачева Т. А. Организационно-методические аспекты преподавания общей химии и физики на основе содержательных взаимосвязей и единых методических подходов // Вестник Витебского государственного университета им. П. М. Машерова. 2024. № 1.
  2. Арюкова Е. А., Наумова А. А. Роль цифровых образовательных ресурсов при обучении химии // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75 (2).
  3. Бакулина Т. П. Задания экологического характера как средство развития познавательного интереса школьников на уроках химии // Экология России: на пути к инновациям: межвузовский сборник научных трудов. Астрахань, 2021. № 20.
  4. Бахарева С. В. Применение системы задач с экологическим содержанием при изучении органической химии // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78 (3).
  5. Волкова С. А. Качественные задачи как средство организации познавательной деятельности школьников по химии // Актуальные проблемы химического и биологического образования: материалы XII всероссийской научно-методической конференции, Москва, 22-23 апреля 2022 года. М.: Московский педагогический государственный университет, 2022.
  6. Галеев Р. Д., Гильманшин И. Р., Кашапов Н. Ф., Гильманшина С. И. Применение индивидуальных образовательных траекторий и адаптивного контента в инженерном образовании // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Казань: Издательство Казанского университета, 2020.
  7. Гильманшина С. И., Каримова Г. Д., Шакирова Р. Н. Авторские цифровые ресурсы как элементы образовательной среды подготовки учителей химии // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. https://doi.org/10.17513/spno.31435
  8. Гильманшина С. И., Массарова Е. А. Педагогические условия формирования академической успешности обучающихся средствами цифровых образовательных платформ // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2 (151). https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.152.2.022
  9. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / сост. и ред. И. Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002.
  10. Добрынина Т. Н. Анализ опыта А. С. Макаренко в современной социокультурной среде // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6.
  11. Жукова Н. В., Чадин Н. П., Ляпина О. А., Панькина В. В. Использование видеоопытов при создании дистанционных учебных курсов по химии // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 4. https://doi.org/10.17513/spno.30901
  12. Зайцев Ю. А., Хван А. А. Стандартизация методик диагностики тревожности Спилбергера-Ханина и Дж. Тейлор // Психологическая диагностика. 2011. № 3.
  13. Зайцева И. А. Коллектив как культурно-воспитательная среда в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. №11.
  14. Камалеева А. Р., Гильманшина С. И., Фахрутдинова А. В., Гильманшин И. Р. Активизация познавательной активности обучающихся с использованием интернет-ресурсов в контексте когнитивной дидактики // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 505. https://doi.org/10.17223/15617793/505/21
  15. Комарова М. Ю., Хламов Е. В. Организация школьного физического эксперимента с использованием цифровых платформ // Современное педагогическое образование. 2021. № 4.
  16. Крысанова О. А., Белова В. С. Анализ исследований, направленных на формирование у обучающихся естественнонаучной грамотности // Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития. М., 2019.
  17. Лаврова А. О. Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения эффективности процесса обучения химии // Цели и ценности современного образования / отв. ред. В. Э. Черник. Мурманск, 2018.
  18. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в свете педагогических идей Льва Семёновича Выготского // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 4 (22).
  19. Миренкова Е. В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании // Ценности и смыслы. 2021. № 1. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2021-1-115-130
  20. Митченкова Ю. В. Особенности обучения химии в современных условиях // Вопросы педагогики. 2020. № 7 (1).
  21. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. 2015. № 6.
  22. Оржековский П. А., Степанов С. Ю., Титов Н. А. Цифровизация динамических параметров развития креативного мышления в обучении химии // Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики: материалы VI Международной научно-практической конференции, Челябинск, 12-14 октября 2021 года. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2021.
  23. Очерет Н. П., Тугуз Ф. В. Химический эксперимент с экологическим содержанием // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2022. № 1 (296).
  24. Сагитова Р. Н., Гильманшина С. И. Школьный химический эксперимент в условиях цифровизации образования // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник 67 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. СПб., 2021.
  25. Соловьева Н. В. Станислав Теофилович Шацкий – создатель российской «педагогики среды» // Акмеология. 2016. № 3 (59).
  26. Степанов С. Ю., Оржековский П. А. Индивидуализация и цифровизация творческого развития обучающихся на уроках химии // ActaBiomedicaScientifica. 2022. № 2 (7). https://doi.org/10.53598/2410-3225-2022-1-296-50-53
  27. Шакирова В. В., Садомцева О. С. Шакиров И. А. Особенности реализации проектного обучения химии в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70 (3).
  28. Якушева Г. И., Аптикеев А. А. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках химии и исследовательской деятельности обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78 (4).

Информация об авторах

Гильманшина Сурия Ирековна

д. пед. н., проф.

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Миннахметова Виктория Андреевна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 июня 2025.
  • Опубликована: 23 июля 2025.

Ключевые слова

  • познавательная деятельность
  • современная образовательная среда
  • педагогические условия
  • активные методы обучения
  • химическое образование
  • cognitive activity
  • modern educational environment
  • pedagogical conditions
  • active teaching methods
  • chemical education

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)