Модернизация программы японского художественного образования в Токийской школе изящных искусств (вторая половина XIX века)
Аннотация
Цель работы – выявить особенности учебного процесса отделения западноевропейской живописи в Токийской школе изящных искусств в контексте исторического становления системы европеизированного художественного образования в Японии XIX-XX вв. В статье представлено исследование учебного плана западноевропейского отделения живописи в Токийской школе изящных искусств, созданного в конце XIX века, разработанного административным блоком, преподавателями и художниками на основе культурного обмена Японии и Франции. Учебный план является уникальным примером, показывающим новые варианты взаимодействия межнационального культурного опыта, который остается актуальным и в современном художественном образовании. В результате исследования выявлены механизмы влияния политической среды на формирование учебного плана Токийской школы изящных искусств, определены инновационные методы педагогического управления, разработанные директорами школы. Введены в научный оборот ранее не переводившиеся на русский язык научные источники, позволяющие выявить специфику художественного образования Японии при взаимодействии с культурным опытом Европы, что обусловливает научную новизну исследования. Изначально учебная программа включала только элементы национальной школы живописи, что в то время полностью соответствовало цели ее учреждения – возрождению японской традиции. Но со временем начали постепенно внедряться европейские тенденции. В 1896 году было открыто отделение западноевропейской живописи, где студенты последовательно изучали рисунок с гипсовых фигур, анатомию и рисунок с натуры, пейзажную, пленэрную и историческую живопись, а также имели возможность стажировки во Франции и Бельгии. В результате анализа учебного плана были выявлены существенные изменения в тенденциях японского художественного образования второй половины XIX века, показана связь между образовательным процессом и политическими трансформациями. Токийская школа изящных искусств нашла баланс между сохранением традиционных методов обучения и внедрением новых европейских техник, что позволило ей стать одним из самых прогрессивных художественных учебных заведений в стране.
Источники
- Верисоцкая Е. В. Общество и реформы образования в Японии на начальном этапе модернизации (1870-1880-е годы) // Известия Восточного института. 1998. № 9.
- Кравченко К. А., Сердюкова Н. С. Анализ психологических проблем в процессе обучения рисунку у студентов младших курсов художественных факультетов педагогических вузов // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. 2024. № 1.
- Asai Futaba浅井 ふたば (2024) 「 東京美術学校の機能構造分析と事務文書の編成」『国文学研究資料館 紀要 アーカイブズ研究篇 』. (Асаи Футаба. Анализ функциональной структуры Токийской школы изящных искусств и организация административных документов // Бюллетень Национального института японской литературы. Архивные исследования. 2024. Vol. 20. № 55.)
- Fenollosa E. F. Epochs of Chinese and Japanese art. N. Y.: Frederick A. Stokes company publ., 1913. Vol. I.
- Kawakita Michiaki. Modern Currents in Japanese Art / trans. C. S. Terry. N. Y.: Weatherhill, 1974.
- Koyama Seiko小山静子「日本教育史の研究動向 (近現代) //『日本の教育史学』. (Кояма Сэйко. Тенденции в исследовании истории японского образования (современного и новейшего времени) // История японского образования. 2008. Т. 51.)
- Koyama Seiko隈元謙次郎, 「明治中期の洋画(二)―白馬会を中心として― 」 // 『美術研究』. (Кояма Сэйко. Живопись в западном стиле середины периода Мэйдзи (2) − с акцентом на Хакуба-кай // Бидзюцу кэнкю: журнал исследований искусства. 1957. Vol. 192.)
- Kuchai T. Legislative basis of pedagogical education in Japan // Comparative Professional Pedagogy. 2014. Vol. 4. № 1. https://doi.org/10.2478/rpp-2014-0005
- Paris in Japan: The Japanese Encounter with European Painting // by Shuj Takashina and J. Thomas Rimer with Gerald D. Bolas. St. Louis: Washington University Press, 1987.
- Seya Hiromi瀬谷裕美. 「明治期における石膏像素描教育: 工部美術学校と東京美術学校を中心に」 //『美術教育学: 美術科教育学会誌』. (Сэя Хироми. Обучение рисованию гипсовых слепков в эпоху Мэйдзи: фокус на Кобу Бидзюцу Гакко и Токийской школе изящных искусств // Художественное образование: журнал Общества художественного образования. 2011. Т. 32.)
- Tanaka A. The Life and Arts of Kuroda Seiki // Independent Administrative Institution National Institutes for Cultural Heritage Tokyo National Research Institute for Cultural Properties. https://www.tobunken.go.jp/kuroda/gallery/english/life_e.html
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 23 апреля 2025.
- Опубликована: 23 июля 2025.
Ключевые слова
- Токийская школа изящных искусств
- Курода Сэйки
- учебный план института искусств
- художественное образование в Японии
- Tokyo School of Fine Arts
- Kuroda Seiki
- curriculum of the Institute of Arts
- art education in Japan
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»