• Научная статья
  • 12 сентября 2025
  • Открытый доступ

Интеграция научно-исследовательской деятельности в методическую подготовку будущих учителей иностранного языка

Аннотация

Целью исследования выступает теоретическое обоснование и выявление педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования умений научно-исследовательской деятельности у студентов старших курсов направления 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык (английский)» (на примере Московского педагогического государственного университета и школ г. Москвы). В статье проанализированы современные подходы формирования умений научно-исследовательской деятельности у студентов – будущих педагогов, раскрыты специфика, структура и содержание процесса формирования данных умений в контексте методической подготовки. На основе анализа опыта подготовки студентов педагогических специальностей определены педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование умений научно-исследовательской деятельности. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность разработанного комплекса заданий, направленных на формирование данных умений. Научная новизна исследования заключается в уточнении содержания и педагогических условий формирования умений научно-исследовательской деятельности как значимого компонента методической подготовки будущего учителя иностранного языка, что позволяет восполнить существующие лакуны в лингводидактике и расширить представления о путях профессионального становления студентов. В результате исследования подтверждена целесообразность применения предложенного комплекса заданий, обеспечивающих повышение уровня сформированности умений научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки студентов – будущих учителей иностранного языка.

Источники

  1. Айданова Ю. Ф. Раннее включение исследовательских заданий в подготовку будущего учителя иностранного языка // Вестник Московского педагогического государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2024. № 2.
  2. Айданова Ю. Ф., Филатова Е. А. Мини-исследования в дисциплине «Иностранный язык» как средство формирования исследовательской компетенции студентов // Вестник Московского педагогического государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2024. № 2.
  3. Байбосынова Т. Исследование в действии как инструмент формирования исследовательских умений студентов педагогических вузов // Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика. 2024. № 3.
  4. Безукладников В. К. Лингвоцифровая компетентность будущего учителя иностранного языка: методологические и прикладные аспекты // Иностранные языки в школе. 2024. № 9.
  5. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М.: Наука, 1966.
  6. Гальскова Н. Д. Исследовательская деятельность в системе методической подготовки будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2023a. № 11.
  7. Гальскова Н. Д. Методическая подготовка будущего учителя: культурная предметность и исследовательская составляющая. М.: Просвещение, 2023b.
  8. Глумова Е. А. Интеграция исследовательской деятельности в образовательный процесс вуза как фактор формирования профессиональной компетентности студентов // Вестник современного образования. 2021. № 4 (36).
  9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интеллект-Центр, 1996.
  10. Ежова Т. В. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя: цели, процедуры и результаты. М.: Академкнига, 2023.
  11. Казакова О. А. Action research как средство профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2024a. № 6.
  12. Казакова О. А. Методология action research в подготовке будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2024b. № 6.
  13. Колядко С. М., Мартыненко И. А., Глухова Н. В. Цифровые инструменты в исследовательской деятельности студентов: сбор, обработка и визуализация данных // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2024. № 5.
  14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  15. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.
  16. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.
  17. Найденова М. Ю. Формирование у студентов – будущих учителей иностранного языка умений научно-исследовательской деятельности в процессе прохождения педагогической практики // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 10. Вып. 8. https://doi.org/10.30853/ped20250125
  18. Юнгина Е. В., Евдокимова С. С. Готовность студентов к проектированию цифровой образовательной среды: исследовательский аспект // Образование и наука. 2024. Т. 26. № 4.
  19. Burns A. Doing Action Research in English Language Teaching: A Guide for Practitioners. N. Y.: Routledge, 2010.
  20. Matjašič M., Vogrinc J. Research competence of future teachers: structure and components. Ljubljana: University of Ljubljana Press, 2024a.
  21. Matjašič M., Vogrinc J. Students’ perceptions versus actual research competence: evidence from teacher education // Journal of Education Research. 2024b. Vol. 15. No. 2.
  22. Wallace M. J. Action Research for Language Teachers. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.

Информация об авторах

Найденова Марина Юрьевна

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 августа 2025.
  • Опубликована: 12 сентября 2025.

Ключевые слова

  • научно-исследовательская деятельность
  • научно-исследовательские умения
  • деятельностный подход
  • педагогическая практика
  • методическая подготовка будущего учителя иностранного языка
  • research activity
  • research skills
  • activity-based approach
  • teaching practice
  • methodological training of a future foreign language teacher

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)