• Научная статья
  • 7 октября 2025
  • Открытый доступ

Реализация требований к профессиональным компетенциям классного руководителя в Китайской Народной Республике: от нормативных документов к школьной практике

Аннотация

Цель данного исследования состоит в выявлении динамики развития требований к профессиональным компетенциям классного руководителя в Китайской Народной Республике и определении особенностей их реализации в школьной практике в условиях образовательных реформ XXI века. В статье прослеживается историческая эволюция института классного руководства в КНР, анализируются нормативные документы Министерства образования КНР, а также эмпирические данные о восприятии и реализации требований к профессиональным компетенциям в деятельности классных руководителей. Научная новизна исследования заключается в комплексном сопоставлении формальных стандартов и реальной школьной практики, выявлении разрыва между официально закрепленными профессиональными компетенциями классных руководителей и трудностями их практической реализации, а также в характеристике трансформации роли классного руководителя от традиционной воспитательно-дисциплинарной функции к позиции педагогического лидера и медиатора между школой, семьей и обществом. В результате исследования показано, что китайская система последовательно институционализировала и профессионализировала деятельность классных руководителей, но в школьной практике сохраняются проблемы, связанные с нехваткой управленческих и коммуникативных навыков, необходимостью совершенствования взаимодействия с родителями и адаптации к вызовам цифровой среды. Сделан вывод о значимости дальнейшей государственной и школьной поддержки классных руководителей для успешной реализации национальных образовательных стратегий.

Материалы исследования

  1. 《中國教育現代化 2035》- 2035年教育發展的策略規劃。 - 北京:中華人民共和國教育部,2019年 («Образование Китая: Модернизация 2035» – стратегический план развития образования до 2035 года. Пекин: Минобр КНР, 2019).
  2. 中小學班主任工作條例》。 - 北京:中華人民共和國教育部,2009 (Положение о работе классных руководителей в начальных и средних школах. Пекин: Минобр КНР, 2009).
  3. 中華人民共和國教育部。中小學班主任培訓計畫。 – 北京:中華人民共和國教育部,2023 年 (Программа подготовки классных руководителей начальных и средних школ. Пекин: Минобр КНР, 2023).
  4. 實施高素質班主任培養計畫的決議.(教發 [2014] 5號)。 - 北京:中華人民共和國教育部,2014年12月20日 (Постановление о реализации Плана подготовки высококвалифицированных классных руководителей (приказ об учителях [2014] № 5). Пекин: Минобр КНР, 2014).
  5. 溫家寶. 在2007年全國教育工作會議上的演講(關於大力培養高素質教師和班主任 (Вэнь Цзябао. Выступление на Всекитайских совещаниях по вопросам образования (о необходимости подготовки высококвалифицированных учителей и классных руководителей). Пекин, 2007).
  6. 溫家寶. 在2010年全國教育工作會議上的演講(關於大力培養高素質教師和班主任 (Вэнь Цзябао. Выступление на Всекитайских совещаниях по вопросам образования (о необходимости подготовки высококвалифицированных учителей и классных руководителей). Пекин, 2010).

Источники

  1. Китикарь О. В. Информатизация и цифровизация педагогического образования: проблемы и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2023. Т. 20. № 1. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-1-63-77
  2. Тарасов А. Р. Профессиональная деятельность учителя в современной китайской школе в условиях информатизации образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 10 (153).
  3. Чжан Жуй. Исследование профессиональных компетенций классного руководителя в современной китайской школе // Образование. Наука. Научные кадры. 2024a. № 1. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-315-322
  4. Чжан Жуй. Этапы формирования и развития института классного руководства в КНР // Образование. Наука. Научные кадры. 2024b. № 2. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-265-272
  5. Li J., Xue E., Guo S. The effects of PISA on global basic education reform: a systematic literature review // Humanities and Social Sciences Communications. 2025. Т. 12. № 1. https://doi.org/10.1057/s41599-025-04403-z
  6. 刘姗姗. 教育改革背景下班主任的新角色 [硕士论文]. 哈尔滨: 哈尔滨师范大学, 2009 (Лю Шаньшань. Новые роли классного руководителя в контексте образовательных реформ [магистерское исследование]. Харбин: Харбинский педагогический университет, 2009).
  7. 杨东平. 艰难的日出:二十世纪中国现代教育 上海:文汇报,2003. (Ян Дунпин. Трудный восход солнца: ХХ век современного китайского образования. Шанхай: Вэньхуэй Пресс, 2003).
  8. 王海燕. 《关于班主任专业化的战略思考》 // 人民教育. 2012. № 2 (Ван Хайянь. Стратегические размышления о профессионализации классного руководителя // Народное образование (Китай). 2012. № 2).
  9. 王燕, 赵超. 我国中学班主任胜任力研究综述 [J] // 科协论坛. 2021. № 3 (Ван Янь, Чжао Чао. Обзор исследований компетентности классных руководителей средней школы в Китае // Форум ассоциации наук. 2021. № 3).
  10. 王静云. 中国学校班主任角色的独特性 // 中国教育杂志. 2016. № 3 (Ван Цзинъюнь. Уникальность роли классного руководителя в китайской школе // Journal of Education of China. 2016. № 3).
  11. 薄康兰. 新课程改革背景下普通高中班主任胜任力的研究 [D]. 江苏:苏州大学, 2018 (Бо Канглан. Исследование компетентности классных руководителей старших классов общеобразовательных школ в контексте реформы новой учебной программы: диссертация. Цзянсу: Университет Сучжоу, 2018).
  12. 赵谦森, 吴彦通, 常亚辉. 制度结构中的班主任. 北京: 教育科学出版社, 2018 (Чжао Цяньсэнь, У Яньтун, Чан Яхуэй. Классный руководитель в институциональной системе школьного воспитания. Пекин: Изд-во педагогической литературы, 2018).
  13. 陈风雷. 素质教育背景下中学班主任的角色 // 生活与教育. 2016. № 1 (Чэнь Фэнлэй. Роль классного руководителя средней школы в контексте качественного образования // Жизнь и воспитание. 2016. № 1).

Информация об авторах

Чжан Жуй

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 сентября 2025.
  • Опубликована: 7 октября 2025.

Ключевые слова

  • классный руководитель
  • профессиональные компетенции
  • китайская система образования
  • нормативные документы
  • школьная практика
  • class teacher
  • professional competencies
  • Chinese education system
  • regulatory documents
  • school practice

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)