Использование технологий искусственного интеллекта в процессе развития умения аудирования с пониманием основного содержания на уроках английского языка в 4-х классах
Аннотация
Цель исследования – теоретическое обоснование возможности использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) для обучения аудированию с пониманием основного содержания на уроках английского языка в 4-х классах. В статье рассмотрены виды аудирования, этапы работы над аудиотекстом и соответствующие им речевые упражнения, отобраны технологии ИИ для создания упражнений на каждом этапе работы над аудиотекстом. Научная новизна исследования состоит в разработке методики, направленной на развитие аудирования с пониманием основного содержания на уроках английского языка в 4-х классах. В результате исследования установлено, что разработанные с помощью чат-бота Qwen (на основе промптов) аудиотексты и их последующее озвучивание с использованием технологии Text-to-Speech (синтез речи) учитывают возрастные особенности учащихся, необходимые лексические и грамматические темы.
Материалы исследования
- Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. Английский язык. 4 класс. Углублённый уровень: учебник: в 2 ч. М.: Просвещение, 2023.
- Быкова Н. И., Дули Д., Поспелова М. Д. Английский язык. 4 класс: учебник: в 2 ч. М.: Просвещение, 2023.
- Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языка: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М.: Просвещение, 2005.
- Титова С. В. Цифровая методика обучения иностранным языкам: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2025.
- Федеральная рабочая программа начального общего образования «Иностранный (английский) язык» (для 2-4 классов образовательных организаций). М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023.
- Blair A., Cadwalladar J. Academy Stars Level 3. L.: Macmillan Education, 2017.
Источники
- Байдикова Н. Л. Методика обучения английскому языку. М.: Издательство Юрайт, 2025.
- Вронская И. В. Методика раннего обучения английскому языку. СПб.: КАРО, 2015.
- Евстигнеев М. Н. Нейросеть Twee – новый инструментарий для педагога английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1428-1442
- Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПБ.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”»; “Cambridge University Press”, 2001.
- Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Обнинск: Титул, 2010.
- Сысоев П. В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3.
- Тевилина Н. Б., Парфенова С. О. Использование аутентичных мультфильмов при развитии речевых умений в аудировании у младших школьников // Иностранный язык и культура в контексте образования для устойчивого развития: Международный сборник научно-методических статей III Международной научно-практической заочной конференции преподавателей, магистрантов и аспирантов, Псков, 19-20 мая 2018 года. Псков: ЛОГОС Плюс, 2018. Вып. 8.
- Трубицина О. И. Методика обучения иностранному языку. М.: Издательство Юрайт, 2024.
- Харламенко И. В. Чат-боты в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3.
- Dudeney G., Hockley N., Pegrum M. Digital Literacies. L.: Routledge, 2013.
- Trivedi A. Speech to Text and Text to Speech Recognition Systems – A Review // IOSR Journal of Computer Engineering (IOSR-JCE). 2018. Vol. 20. Is. 2. Ver. I.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 25 августа 2025.
- Опубликована: 7 октября 2025.
Ключевые слова
- раннее обучение иностранным языкам
- искусственный интеллект
- развитие умений аудирования
- начальная школа
- синтез речи
- early foreign language learning
- artificial intelligence
- development of listening skills
- elementary school
- speech synthesis
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»