• Научная статья
  • 7 октября 2025
  • Открытый доступ

Использование технологий искусственного интеллекта в процессе развития умения аудирования с пониманием основного содержания на уроках английского языка в 4-х классах

Аннотация

Цель исследования – теоретическое обоснование возможности использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) для обучения аудированию с пониманием основного содержания на уроках английского языка в 4-х классах. В статье рассмотрены виды аудирования, этапы работы над аудиотекстом и соответствующие им речевые упражнения, отобраны технологии ИИ для создания упражнений на каждом этапе работы над аудиотекстом. Научная новизна исследования состоит в разработке методики, направленной на развитие аудирования с пониманием основного содержания на уроках английского языка в 4-х классах. В результате исследования установлено, что разработанные с помощью чат-бота Qwen (на основе промптов) аудиотексты и их последующее озвучивание с использованием технологии Text-to-Speech (синтез речи) учитывают возрастные особенности учащихся, необходимые лексические и грамматические темы.

Материалы исследования

  1. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. Английский язык. 4 класс. Углублённый уровень: учебник: в 2 ч. М.: Просвещение, 2023.
  2. Быкова Н. И., Дули Д., Поспелова М. Д. Английский язык. 4 класс: учебник: в 2 ч. М.: Просвещение, 2023.
  3. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языка: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М.: Просвещение, 2005.
  5. Титова С. В. Цифровая методика обучения иностранным языкам: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2025.
  6. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Иностранный (английский) язык» (для 2-4 классов образовательных организаций). М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023.
  7. Blair A., Cadwalladar J. Academy Stars Level 3. L.: Macmillan Education, 2017.

Источники

  1. Байдикова Н. Л. Методика обучения английскому языку. М.: Издательство Юрайт, 2025.
  2. Вронская И. В. Методика раннего обучения английскому языку. СПб.: КАРО, 2015.
  3. Евстигнеев М. Н. Нейросеть Twee – новый инструментарий для педагога английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1428-1442
  4. Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПБ.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”»; “Cambridge University Press”, 2001.
  5. Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Обнинск: Титул, 2010.
  6. Сысоев П. В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3.
  7. Тевилина Н. Б., Парфенова С. О. Использование аутентичных мультфильмов при развитии речевых умений в аудировании у младших школьников // Иностранный язык и культура в контексте образования для устойчивого развития: Международный сборник научно-методических статей III Международной научно-практической заочной конференции преподавателей, магистрантов и аспирантов, Псков, 19-20 мая 2018 года. Псков: ЛОГОС Плюс, 2018. Вып. 8.
  8. Трубицина О. И. Методика обучения иностранному языку. М.: Издательство Юрайт, 2024.
  9. Харламенко И. В. Чат-боты в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3.
  10. Dudeney G., Hockley N., Pegrum M. Digital Literacies. L.: Routledge, 2013.
  11. Trivedi A. Speech to Text and Text to Speech Recognition Systems – A Review // IOSR Journal of Computer Engineering (IOSR-JCE). 2018. Vol. 20. Is. 2. Ver. I.

Информация об авторах

Зверева Анна Евгеньевна

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Крылова Ирина Александровна

к. филол. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 августа 2025.
  • Опубликована: 7 октября 2025.

Ключевые слова

  • раннее обучение иностранным языкам
  • искусственный интеллект
  • развитие умений аудирования
  • начальная школа
  • синтез речи
  • early foreign language learning
  • artificial intelligence
  • development of listening skills
  • elementary school
  • speech synthesis

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)