• Научная статья
  • 15 октября 2025
  • Открытый доступ

Принципы создания пособия по русскому языку как иностранному по языку специальности «Информатика» (для средне-профессиональных учреждений, уровень А2)

Аннотация

В статье говорится об основных трудностях, связанных с созданием учебника по языку специальности «Информатика» для иностранных обучающихся, которые находятся на начальном этапе обучения. Цель исследования – выявить основные принципы создания учебного пособия по языку специальности «Информатика». В статье рассмотрены и проанализированы наиболее популярные пособия по языку специальности «Информатика», выявлены их преимущества и недостатки, сформулирован перечень требований, предъявляемых к учебному пособию по языку специальности, а также предложены примеры уроков из пособия авторов статьи. Научная новизна заключается в систематизации принципов создания учебного пособия по языку специальности для средне-профессиональных учреждений, которые учитывают особенности языка этой дисциплины и языковой уровень обучающихся. В результате исследования разработана система принципов, которые предъявляются к учебному пособию, ориентированному на формирование у обучающихся профессиональной компетенции. Созданы учебные материалы, которые отражают эти принципы, подробно описан урок из пособия авторов статьи, предназначенного для инофонов уровня А2, обучающихся в средне-профессиональных учебных заведениях.

Материалы исследования

  1. Агаева А. Ю. Учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов на материале курса информатики. Начальный этап. М.: МАДИ (ГТУ), 2007.
  2. Аросева Т. Е., Рогова Л. Г. Пособие по научному стилю речи для студентов-иностранцев подготовительных вузов факультетов вузов СССР. Основной курс. (Технический профиль). М.: Рус. яз., 1987.
  3. Беляева Е. А., Голосная Н. П. Русский язык как иностранный. Научный стиль речи. Учебное пособие. СПб.: Университет ИТМО, 2019.
  4. Васильева Т. В. Информатика. Книга для учащегося: учебное пособие по языку специальности. СПб.: Златоуст, 2012.
  5. Иванова Н. В. Научный стиль речи: тренировочные тесты и тексты (для студентов-иностранцев): учебное пособие. Воронеж: ВГУИТ, 2016.
  6. Кондрашова Н. В., Кокошникова Н. А. Русский язык в профессиональной деятельности: информационные технологии: учебное пособие. СПб.: ИТМО, 2019.
  7. Кравченко Г. Т., Шадрина Т. С. Русский как иностранный. Базовый уровень. Научный стиль речи. Математика: учебное пособие для иностранных учащихся этапа предвузовской подготовки. Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2013.
  8. Степаненко Е. В., Степаненко И. Т., Нивина Е. А. Информатика. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2018.
  9. Толстяков Р. Р., Забавникова Т. Ю., Попова Т. В. Информатика. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011.

Источники

  1. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского как неродного. М.: РУДН, 2016.
  2. Дубинская Е. В. Методика обучения языку специальности (на материале технического профиля): монография. М.: Русский язык. Курсы, 2019.
  3. Ещеркина Л. В., Скачкова Е. А., Казаченок Л. В. Индуктивный подход в преподавании иностранных языков: аспекты экстрополяции и синергии // Управление в современных системах. 2023. № 4.
  4. Захарова А. С. Структурно-содержательные особенности современного учебного пособия по русскому языку как иностранному для IT-специалистов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 5.
  5. Махмудов Ш. А., Уваровская Н. В. Организация исследования особенностей профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному // Поволожский педагогический вестник. 2019. Т. 7. № 2 (23).
  6. Митрофанова О. Д. Язык специальности в системе обучения иностранных граждан. М.: Русский язык, 1987.
  7. Самсонова Л. В. Коммуникативные сценарии в профессиональной среде IT-специалистов и их отражение в учебных пособиях РКИ // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. № 2.
  8. Синильникова Е. С. Обзор учебных пособий, посвященных профессионально ориентированному обучению РКИ // Язык. Культура. Перевод: Межкультурная коммуникация в цифровую эпоху: сборник статей: в 2 ч. / под ред. В. А. Иконниковой, Е. В. Глушко, Н. А. Гусейновой. М.: РУСАЙНС, 2022. Ч. 2.
  9. Соляник О. Е. Создание учебного пособия по русскому языку для иностранных учащихся технических вузов // Таврический научный обозреватель. 2017. № 2 (19).
  10. Филатова Е. М., Реутова М. А. Алгоритмизированные способы представления материала в учебном пособии по языку специальности «информатика» в рамках обучения русскому языку как иностранному // Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 30 мая 2025 г. М.: МПГУ, 2025.
  11. Черкашина Е. Л., Жематлединов Р. И. Освоение общей лексики иностранными учащимися: на материале предмета информатики // Современное педагогическое образование. 2024. № 1.
  12. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Высшая школа, 2003.

Финансирование

Публикация подготовлена при финансовой поддержке Минпросвещения России в рамках государственного задания по теме «Организация предметно-языкового интегративного изучения русского языка как иностранного с учетом специфики осваиваемой профессии в образовательных организациях среднего профессионального образования» (проект № VRFY-2025-0020).

Информация об авторах

Филатова Елена Михайловна

к. филол. н.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Реутова Майя Анатольевна

к. филол. н.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 августа 2025.
  • Опубликована: 15 октября 2025.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный
  • язык специальности «Информатика»
  • создание учебного пособия
  • средне-профессиональное образование
  • Russian as a Foreign Language
  • language of the specialty “Informatics”
  • creation of a textbook
  • secondary vocational education

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)