• Научная статья
  • 20 октября 2025
  • Открытый доступ

Формирование межкультурной компетенции у взрослых обучающихся в условиях корпоративного обучения иностранным языкам

Аннотация

Цель исследования – определить методические подходы к формированию межкультурной компетенции у взрослых обучающихся в условиях корпоративного обучения иностранным языкам. В статье раскрываются теоретические основы понятия межкультурной компетенции, проведен сравнительный анализ ее трактовок и структурных компонентов, а также уточнено содержание компетенции применительно к корпоративному обучению. Особое внимание уделено специфике корпоративного обучения иностранным языкам взрослых, влияющей на характер и динамику формирования межкультурной компетенции. Теоретически обоснована связь межкультурной компетенции с профессионально значимыми умениями, востребованными в корпоративной среде, а именно: способностью к эффективным переговорам, умением работать в мультикультурных командах, готовностью к межкультурной интеграции. На основе анализа современных исследований выделены продуктивные способы, средства (метод проектов, кейс-метод, игровые технологии, дискуссии, цифровые инструменты) и раскрыта методика формирования межкультурной компетенции, которая включает диагностический, когнитивный, коммуникативно-практический, интегративный и рефлексивно-оценочный этапы. Научная новизна исследования состоит в том, что обоснован интегративный характер межкультурной компетенции как качества личности взрослого обучающегося, формирующегося в условиях корпоративного обучения иностранным языкам, в котором соединяются когнитивный, коммуникативный, аффективный, стратегический, аналитико-рефлексивный компоненты. В результате исследования установлено, что формирование межкультурной компетенции определяется сочетанием практической направленности содержания, использованием активных методов и цифровых технологий, а также созданием организационно-педагогических и методических условий в корпоративной среде.

Источники

  1. Агаева Ю. С., Кондратенко Е. В. Методологические подходы к формированию межкультурной компетенции будущего менеджера в процессе обучения иностранному языку в вузе // Педагогическое образование в России. 2014. № 9.
  2. Ван Ши. Компонентный состав межкультурной компетенции студентов-лингвистов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 10.
  3. Ван Ши, Щеглова И. В. Межкультурная компетенция: векторы интерпретации, смежные понятия (теоретические основы) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023a. Т. 8. № 7.
  4. Ван Ши, Щеглова И. В. Сущностно-содержательные характеристики аксиологического подхода к формированию межкультурной компетенции иностранных студентов (теоретические основы) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023b. Т. 8. № 7.
  5. Галеева Г. М., Нигматуллина А. Ф. Формирование межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку с помощью метода проектов // Экономический форум «Экономика в меняющемся мире»: сборник научных статей. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017.
  6. Гнатенко К. С. Библиографический обзор современных научных публикаций в контексте понятия «межкультурная коммуникативная компетенция» // Мир науки, культуры, образования. 2025. № 1 (110).
  7. Дегтярева Е. М., Мосиенко Л. В. Дидактический потенциал игровых технологий в обучении иностранному языку ИТ-специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2024a. № 3. https://doi.org/10.17513/spno.33494
  8. Дегтярева Е. М., Мосиенко Л. В. Технологии современного корпоративного обучения иностранному языку специалистов информационных систем // Журавлевские чтения. Научно-педагогические основы проектирования личностно-созидающей стратегии образования: материалы IX Международной научно-практической конференции, Москва, 13 февраля 2024 года. М.: Государственный университет просвещения, 2024b.
  9. Дубовицкий Р. А. Анализ тенденций и определение эффективных форм и методов корпоративного образования в России // Общество: социология, психология, педагогика. 2025. № 2. https://doi.org/10.24158/spp.2025.2.11
  10. Косачева В. О. Формирование межкультурной иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99).
  11. Краснощекова Г. А. Реализация интегрированного дополнительного профессионального образования // Язык и культура. 2020. № 49. https://doi.org/10.17223/19996195/49/14
  12. Кусарбаев Р. И., Довгополова Л. Б., Демакова Г. А., Мухаметшина О. В. Формирование межкультурной компетенции у студентов вузов в процессе преподавания иностранных языков // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 9.
  13. Лазарева А. С. Методические особенности обучения взрослых иностранным языкам // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2025a. № 1 (73).
  14. Лазарева А. С. Особенности применения технологии активного обучения в иноязычной подготовке взрослых в корпоративной среде // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025b. Т. 10. № 5. https://doi.org/10.30853/ped20250077
  15. Марфина Ж. В., Сидоренко О. И. Структура и сущность межкультурной коммуникативной компетентности учителя иностранных языков // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 1 (38). https://doi.org/10.36809/2309-9380-2023-38-163-168
  16. Мосиенко Л. В., Апанасюк Л. А., Дегтярева Е. М. Специфика обучения иностранному языку специалистов информационных систем в корпоративном образовании // ЦИТИСЭ. 2024. № 3 (41).
  17. Савочкина Е. И., Жукова Т. А. Использование обучающих ботов в процессе развития межкультурной компетенции у студентов-лингвистов // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. № 4 (45). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-8
  18. Силенков В. И., Тарасова М. И. Дополнительное профессиональное образование взрослых как элемент непрерывного образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2021. Т. 20. № 1 (158).
  19. Чакур К. С. Современная научная трактовка понятия «межкультурная коммуникативная компетенция» // Вестник Российской международной академии туризма. 2018. № 1.

Информация об авторах

Лазарева Анна Сергеевна

к. пед. н.

Академия корпоративного обучения, г. Москва

Жигалев Борис Андреевич

д. пед. н., проф.

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 сентября 2025.
  • Опубликована: 20 октября 2025.

Ключевые слова

  • корпоративное обучение
  • взрослые обучающиеся
  • иностранные языки
  • межкультурная компетенция
  • corporate training
  • adult learners
  • foreign languages
  • intercultural competence

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)