• Научная статья
  • 21 октября 2025
  • Открытый доступ

Проблема преемственности в непрерывном иноязычном образовании: истоки и пути решения

Аннотация

В статье исследуются проблемы реализации концепции непрерывного образования в сфере обучения иностранным языкам. Цель работы – выявить и научно обосновать пути решения ключевых проблем в системе непрерывного иноязычного образования. На основе теоретического анализа философско-педагогических основ раскрывается сущность непрерывного образования как системы, принципа, деятельности и ценности. Центральное внимание уделено ключевым противоречиям и системным разрывам в иноязычной подготовке, в частности проблеме перехода из школы в вуз. В качестве основной детально анализируется проблема отсутствия преемственности в контроле уровня владения иностранным языком. На основе системного, деятельностного и культурологического подходов разработан комплекс из десяти организационно-педагогических условий, направленных на построение целостной модели непрерывного иноязычного образования, отвечающей вызовам глобализации и цифровой трансформации. Научная новизна исследования заключается в описании ключевых проблем, связанных с переходом обучающихся с одного образовательного уровня на другой в системе «школа − вуз», и разработке комплекса организационно-педагогических условий для построения эффективной системы непрерывного иноязычного образования. В результате проведенного исследования автором предлагается конкретный инструментарий для преодоления системных разрывов и построения эффективной траектории непрерывного иноязычного образования на всех его этапах.

Материалы исследования

  1. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. 2001. https://www.znanie.org/docs/memorandum.html
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698
  3. Философский словарь. https://www.harc.ru/slovar/1417.html

Источники

  1. Белова Е. Н. Становление и развитие сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования: дисс. … д. пед. н. Красноярск, 2019.
  2. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994.
  3. Владиславлев А. П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М.: Мол. гвардия, 1978.
  4. Гальскова Н. Д. Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения // Иностранные языки в школе. 2012. № 9.
  5. Гафурова Н. В. Идеи и проблемы опережающего образования // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4.
  6. Горшкова В. В., Малиновский И. Б. Непрерывное образование в российской культуре и мультикультурном мировом пространстве // Непрерывное образование. 2012. Вып. 1.
  7. Даринский А. В. Непрерывное образование // Советская педагогика. 1975. № 1.
  8. Мазилов В. А. Психодидактика и непрерывное образование: методологические проблемы непрерывного образования // Методология современной психологии. 2019. № 10.
  9. Остапенко А. А. Как верно выстроить систему непрерывного образования сообразно закону «полосатой жизни»? // Социальная педагогика. 2024. № 3.
  10. Расторгуев В. Н. Непрерывное реформирование системы образования далеко от целей непрерывного образования в России // Философия политики и права. 2021. № 12.
  11. Dave R. H. Foundations of a lifelong education; some methodological aspects. Hamburg, 1976.
  12. Krotenko T. Yu., Kanunikova M. I., Lesnikova O. V. Personal mobility as a unique element of the conceptual sphere of continuing education // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 7 (57).
  13. Kuvshinova E. E. Life-long education: a review of Soviet Experience and its traces in modern Russian educational system // Modern Pedagogical Education. 2020. № 5.
  14. Levi E. I. Language Learning Technology in Lifelong Language Learning // Embracing Technological Advancements for Lifelong Learning / ed. M. M. Hawamdeh, F. Abdelhafid. Hershey, 2024. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-1410-4.ch012
  15. Naumčiuk T. Adult learners’ motivation to learn a foreign language. Professional studies // Theory and practice. 2023. № 27 (1).
  16. Vadivel B., Namaziandost E., Saeedian A. Progress in English Language Teaching Through Continuous Professional Development – Teachers’ Self-Awareness, Perception, and Feedback // Frontiers in Education. 2021. Vol. 6.
  17. Van der Ploeg M., Keijzer M., Lowie W. Language learning, motivation, and well-being in later life // Social Sciences & Humanities Open. 2023. Vol. 8. № 1.

Информация об авторах

Хитрова Ирина Викторовна

к. пед. н., доц.

Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 сентября 2025.
  • Опубликована: 21 октября 2025.

Ключевые слова

  • непрерывное образование
  • непрерывное иноязычное образование
  • преемственность в контроле уровня владения иностранным языком
  • организационно-педагогические условия непрерывного иноязычного образования
  • lifelong education
  • continuous foreign language education
  • continuity in foreign language proficiency assessment
  • organizational and pedagogical conditions of continuous foreign language education

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)