• Научная статья
  • 23 октября 2025
  • Открытый доступ

Субъективная оценка старшеклассниками роли школьной среды в профилактике химически зависимого поведения

Аннотация

Цель данного исследования – обосновать целесообразность и возможность учета субъективного мнения старшеклассников при оценке работы общеобразовательных организаций по профилактике вредных привычек (зависимого поведения) у обучающихся. В исследовании использован субъектно-оценочный метод в форме онлайн-анкетирования, в котором приняли участие 4413 респондентов-учащихся 10-11 классов в школах муниципальных образований Республики Крым. В качестве ведущего критерия оценки результативности профилактической работы принята доля опрошенных старшеклассников, не удовлетворенных ее результатами. Показано, что около трети опрошенных старшеклассников считают школьную среду не противодействующей формированию и распространению пагубных привычек (табакокурения, употребления алкоголя и других психоактивных веществ) и таким образом оценивают профилактическую работу в школе как нерезультативную; примерно каждый пятый старшеклассник придерживается точки зрения, что школьная среда способствует распространению курения; более 8% опрошенных склонны считать, что школьная среда способствует формированию и распространению привычки к употреблению алкоголя и других психоактивных веществ. Выявлены различия в субъективной оценке респондентов по муниципальным образованиям Республики Крым. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлена субъективная оценка старшеклассниками роли школьной среды в профилактике химически зависимого поведения (на примере Республики Крым), а также апробирован и уточнен соответствующий диагностический инструментарий. Результаты исследования показали, что оценка удовлетворенности обучающихся школьной образовательной средой позволяет выявлять проблемы в ее организации и намечать в дальнейшем более целенаправленный подход к их решению.

Материалы исследования

  1. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года (утв. Минпросвещения России 15.06.2021. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_408453/
  2. О наркоситуации в Республике Крым в 2022 году. https://rk.gov.ru/uploads/txteditor/main/attachments/d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/php8WIpaf_Доклад%20о%20мониторинге%20наркоситуации%202022%20на%20сайт%20(1).pdf
  3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  4. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака: Федеральный закон №15-ФЗ от 23.02.2013. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142515/
  5. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/tobacco.pdf
  6. Федеральные рабочие программы. https://edsoo.ru/rabochie-programmy/
  7. WHO report on the global tobacco epidemic 2021: addressing new and emerging products. 2021. https://www.who.int/publications/i/item/9789240032095

Источники

  1. Авдиенко Г. Ю. Субъективная оценка обучаемым образовательной среды вуза как критерий его успешной адаптации к условиям обучения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 2.
  2. Балакирева Н. А., Ахметшина И. А. Социально-психологическая профилактика вредных привычек у подростков в условиях общеобразовательной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1.
  3. Басалаева Н. В., Захарова Т. В. Проявление зависимого поведения у подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-2.
  4. Вершловский С. Г. Портрет выпускника петербургской школы (опыт социально-педагогического исследования) // Вопросы образования. 2004. № 4.
  5. Волкова Е. С., Капцов А. В. Становление субъектности старшеклассников в процессе профессионального самоопределения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2023. Т. 20. № 4. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.4.9
  6. Давыдов А. В. Роль микросоциального окружения подростков в формировании их отношения к употреблению алкоголя // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 2.
  7. Дереча И. И., Мамонтова Т. С., Селиванова О. А. Социально-психологические особенности отношения подростков к употреблению слабоалкогольных напитков // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-1-143-158
  8. Ибрагимова Э. Э. Оценка влияния курения на снижение уровня здоровья как начального этапа развития болезни // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Биология, химия. 2016. Т. 2 (68). № 1.
  9. Иванов Д. В. Социально-психологические факторы девиантного поведения подростков // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. № 11. https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/38
  10. Капустина Н. Р., Матвеева Л. П. Курение в образе жизни детей и подростков // Вятский медицинский вестник. 2020. № 1 (65).
  11. Коновалова О. В. Особенности проявления субъектности в подростковом возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (48).
  12. Кучма В. Р., Соколова С. Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья // Анализ риска здоровью. 2019. № 2. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.2.01
  13. Макарова В. И., Павлова А. Н., Макарова А. И. Факторы риска, влияющие на здоровье подростков России и США: обзор литературы // Экология человека. 2020. № 7. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2020-7-40-46
  14. Мальцев С. В., Мансурова Г. Ш. Современные проблемы состояния здоровья подростков // Практическая медицина. 2022. Т. 20. № 7. https://doi.org/10.32000/2072-1757-2022-7-28-33
  15. Мельникова И. М., Доровская Н. Л., Дмитриева А. П., Мизерницкий Ю. Л. Современные медицинские и социальные аспекты потребления табака и никотинсодержащей продукции в подростковой среде // Пермский медицинский журнал. 2022. Т. 39. № 3. https://doi.org/10.17816/pmj39390-101
  16. Минюрова С. А., Кружкова О. В., Воробьева И. В., Матвеева А. И. Аддиктивное поведение подростков и юношей в системе образования: обзор психолого-педагогических исследований // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 6. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-6-84-121
  17. Новикова Г. А., Соловьев А. Г. Интенсивность пивной алкоголизации подростков общеобразовательных школ // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. № 8.
  18. Панов В. И., Плаксина И. В. Взаимосвязь стадий субъектности школьников 8-11-х классов и экопсихологических типов взаимодействия с образовательной средой // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14. № 3. https://doi.org/10.17759/sps.2023140308
  19. Салагай О. О., Сахарова Г. М., Антонов Н. С. Динамика потребления табачной и никотинсодержащей продукции в Российской Федерации в 2019-2021 гг. // Медицина. 2021. Т. 9. № 2. https://doi.org/10.29234/2308-9113-2021-9-2-34-47
  20. Сельская П. Д. Особенности различных видов зависимого поведения: теоретический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-2.
  21. Скворцова Е. С., Бабушкина Е. И. Употребление алкоголя среди современных городских подростков-школьников // Социальные аспекты здоровья населения. 2023. Т. 69. № 3. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2023-69-3-10
  22. Скворцова Е. С., Гончарова М. В. Особенности табакокурения у современных городских подростков-школьников // Профилактическая медицина. 2024. № 27 (4). https://doi.org/10.17116/profmed20242704152
  23. Скворцова Е. С., Лушкина Н. П. Основные тенденции табакокурения среди российских подростков за 20 лет ХХI века // Вестник современной клинической медицины. 2022. Т. 15. № 1. https://doi.org/10.20969/VSKM.2022.15(1).76-87
  24. Соколова С. Б. Распространенность поведенческих факторов риска, определяющих здоровье, среди обучающихся 7-8 и 10-11 классов г. Москвы // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 8 (305). https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-305-8-4-10
  25. Фомина Н. А., Орлов В. Б. Исследование алкогольных установок у современных подростков // Прикладная юридическая психология. 2018. № 1.
  26. Хабриев Р. У., Ягудина Р. И., Рашид М. А., Аринина Е. Е. Факторы риска для здоровья подростков: результаты массового опроса // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020. Т. 65. № 3.
  27. Ясвин В. А. Субъективное отношение к учебе: разработка методики диагностики // Народное образование. 2020. № 5 (1482).
  28. Charrier L., Dorsselaer S. van, Canale N., Baska T., Kilibarda B., Comoretto R. I., Galeotti T., Brown J., Vieno A. A focus on adolescent substance use in Europe, central Asia and Canada. Health Behaviour in School-aged Children international report from the 2021/2022 survey. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2024. Vol. 3.

Информация об авторах

Кропотова Наталья Викторовна

к. хим. н., доц.

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова; Симферопольский научный центр Российской академии образования, г. Симферополь

Ибрагимова Эвелина Энверовна

к. биол. н., доц.

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова; Симферопольский научный центр Российской академии образования, г. Симферополь

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 сентября 2025.
  • Опубликована: 23 октября 2025.

Ключевые слова

  • вредные привычки у обучающихся
  • профилактика вредных привычек у обучающихся
  • профилактика химически зависимого поведения у школьников
  • субъективная оценка старшеклассниками школьной среды
  • harmful habits among students
  • prevention of harmful habits among students
  • prevention of chemically dependent behavior among schoolchildren
  • subjective assessment of the school environment by high school students

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)