• Научная статья
  • 24 октября 2025
  • Открытый доступ

Работа с прецедентными высказываниями из поэтических источников на занятиях по русскому языку как иностранному в вузе (на примере темы «Дружба»)

Аннотация

Цель исследования – описание этапов изучения прецедентных высказываний (ПВ) из поэтических источников в иностранной аудитории. В статье перечислены принципы включения прецедентных высказываний в учебный материал для иностранной аудитории, описываются способы презентации материала на занятиях по русскому языку как иностранному и приводятся примеры самих заданий. Автор предлагает серию заданий, которые направлены на формирование у обучающихся умения понимать ПВ как в прямом значении, так и в переносном. Научная новизна исследования заключается в разработке новой методики обучения иностранных студентов русским ПВ из поэтических источников, которая может применяться и при изучении других лексических единиц русского языка. В результате исследования были описаны этапы изучения ПВ в иностранной аудитории и предложены возможные задания для каждого этапа.

Материалы исследования

  1. Мокиенко В. М., Сидоренко К. П. Школьный словарь крылатых выражений Пушкина. СПБ.: Издательский Дом «Нева», 2005.
  2. Национальный корпус русского языка. https://ruscorpora.ru/(НКРЯ).
  3. Серов В. В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: ООО Издательство «Локид-Пресс», 2005.

Источники

  1. Арапова О. Г. Прецедентные тексты и перспективы их изучения в практике преподавания РКИ // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2009. № 4.
  2. Гриценко Л. М., Демидова Т. А., Бохонная М. Е. Прецедентные тексты на уроках русского языка как иностранного // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 126 (02). https://doi.org/10.21515/1990-4665-126-026
  3. Захаренко И. В., Красных В. В., Гудков Д. Б., Багаева Д. В. Прецедентное высказывание и прецедентное имя как символы прецедентных феноменов // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей / ред.: В. В. Красных, А. И. Изотов. М., 1997. Вып. 1.
  4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 7-е. М.: Издательство ЛКИ, 2010.
  5. Карпеченкова Ю. Г., Олейник М. А., Спиридонова О. С. Применение наглядности и игровых форм работы при обучении русским афоризмам иностранных учащихся на практических занятиях по русскому языку // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 4 (65).
  6. Красных В. В. Когнитивная база vs культурное пространство в аспекте изучения языковой личности (к вопросу о русской концептосфере) // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей / ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М., 1997. Вып. 1.
  7. Кунникова О. А. Отбор прецедентных высказываний из поэтических источников для изучения в иностранной аудитории // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 1-2.
  8. Лебедева Д. В. Роль прецедентных текстов в обучении иностранным языкам // Прикладная лингвистика: наследие и современность. материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию филологического факультета Белорусского государственного университета, Минск, 22-23 марта 2024 г. Мн., 2024.
  9. Паневина И. А. Когнитивные особенности восприятия прецедентных имен собственных иностранцами, изучающими русский язык // Ономастика в Смоленске и Витебске: проблемы и перспективы исследования. 2018. № 6.
  10. Попкова Е. А., Шелест Ю. С. Лингводидактический потенциал прецедентных имён в обучении РКИ в медицинском вузе // Русский язык: средство общения и учебная дисциплина: материалы Всероссийской ежегодной научно-методической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 20-21 февраля 2025 г. СПб., 2025.
  11. Прокубовский А. А. Чтение и обсуждение сказок русских писателей XIX-XX вв. на занятиях по русскому языку как иностранному и по курсу «Русский язык и культура речи» // Русский язык: история, диалекты, современность. сборник научных статей, посвященный 80-летнему юбилею профессора Льва Феодосьевича Копосова / сост.: Л. Ф. Копосов, Ю. В. Коренева, О. В. Ряховская. М., 2020.
  12. Рахвалова М. Ю. Прецедентные тексты как объект лингвокультурологического анализа в практике преподавания русского языка как иностранного // Молодежь третьего тысячелетия: сборник научных статей. Омск, 2020.
  13. Сандрикова Е. А. Обучение иностранных студентов пониманию прецедентных высказываний при чтении российской прессы (на примере газетных заголовков): дисс. … к. пед. н. СПб., 2005.
  14. Сарычева М. Р. Работа с прецедентными именами на основе принципа диалога культур на занятиях РКИ // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2024. № 4. https://doi.org/10.37632/PI.2024.78.98.005
  15. Усмонова О. Р. Работа с прецедентными текстами из мультфильмов на занятиях по РКИ // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации / под ред. А. Г. Василенко. Новосибирск, 2020.
  16. Ушакова Э. Б. Феномен прецедентного имени в лингвокультурологии и аспекте преподавания русского языка как иностранного // Вестник Московского государственного областного университета. 2014. № 2.
  17. Юрина Н. Г. История древнерусской литературы в лингвострановедческом аспекте // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. № 2 (50). https://doi.org/10.51609/2079-3499_2022_13_02_87
  18. Ященко Т. А. Обращение к прецедентным феноменам при изучении текстов на иностранном языке // Переводческий дискурс: междисциплинарный подход: материалы IX международной научно-практической конференции, Симферополь, 24-25 апреля 2025 г. Симферополь, 2025.

Информация об авторах

Кунникова Ольга Андреевна

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 сентября 2025.
  • Опубликована: 24 октября 2025.

Ключевые слова

  • прецедентные высказывания
  • поэтический источник
  • методика преподавания русского языка как иностранного
  • лингвокультурологическая компетенция
  • precedent utterances
  • poetic source
  • methodology of teaching Russian as a Foreign Language
  • linguocultural competence

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)