• Original research article
  • October 24, 2025
  • Open access

Working with precedent utterances from poetic sources in Russian as a Foreign Language classes at university (using the example of the “Friendship” topic)

Abstract

The research aims to describe the stages of studying precedent utterances from poetic sources by foreign learners. The paper lists the principles of including precedent utterances in educational material for a foreign audience, describes methods of presenting the material in Russian as a Foreign Language classes, and provides examples of the assignments themselves. The author proposes a series of assignments that are aimed at developing students’ ability to understand precedent utterances both in their direct and figurative meanings. The scientific novelty of the research lies in developing a new method for teaching Russian precedent utterances from poetic sources to foreign students, which can also be applied when studying other lexical units of the Russian language. As a result of the research, the stages of studying precedent utterances by foreign learners were described, and possible assignments for each stage were proposed.

Research materials

  1. Мокиенко В. М., Сидоренко К. П. Школьный словарь крылатых выражений Пушкина. СПБ.: Издательский Дом «Нева», 2005.
  2. Национальный корпус русского языка. https://ruscorpora.ru/(НКРЯ).
  3. Серов В. В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: ООО Издательство «Локид-Пресс», 2005.

References

  1. Арапова О. Г. Прецедентные тексты и перспективы их изучения в практике преподавания РКИ // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2009. № 4.
  2. Гриценко Л. М., Демидова Т. А., Бохонная М. Е. Прецедентные тексты на уроках русского языка как иностранного // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 126 (02). https://doi.org/10.21515/1990-4665-126-026
  3. Захаренко И. В., Красных В. В., Гудков Д. Б., Багаева Д. В. Прецедентное высказывание и прецедентное имя как символы прецедентных феноменов // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей / ред.: В. В. Красных, А. И. Изотов. М., 1997. Вып. 1.
  4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 7-е. М.: Издательство ЛКИ, 2010.
  5. Карпеченкова Ю. Г., Олейник М. А., Спиридонова О. С. Применение наглядности и игровых форм работы при обучении русским афоризмам иностранных учащихся на практических занятиях по русскому языку // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 4 (65).
  6. Красных В. В. Когнитивная база vs культурное пространство в аспекте изучения языковой личности (к вопросу о русской концептосфере) // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей / ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М., 1997. Вып. 1.
  7. Кунникова О. А. Отбор прецедентных высказываний из поэтических источников для изучения в иностранной аудитории // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 1-2.
  8. Лебедева Д. В. Роль прецедентных текстов в обучении иностранным языкам // Прикладная лингвистика: наследие и современность. материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию филологического факультета Белорусского государственного университета, Минск, 22-23 марта 2024 г. Мн., 2024.
  9. Паневина И. А. Когнитивные особенности восприятия прецедентных имен собственных иностранцами, изучающими русский язык // Ономастика в Смоленске и Витебске: проблемы и перспективы исследования. 2018. № 6.
  10. Попкова Е. А., Шелест Ю. С. Лингводидактический потенциал прецедентных имён в обучении РКИ в медицинском вузе // Русский язык: средство общения и учебная дисциплина: материалы Всероссийской ежегодной научно-методической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 20-21 февраля 2025 г. СПб., 2025.
  11. Прокубовский А. А. Чтение и обсуждение сказок русских писателей XIX-XX вв. на занятиях по русскому языку как иностранному и по курсу «Русский язык и культура речи» // Русский язык: история, диалекты, современность. сборник научных статей, посвященный 80-летнему юбилею профессора Льва Феодосьевича Копосова / сост.: Л. Ф. Копосов, Ю. В. Коренева, О. В. Ряховская. М., 2020.
  12. Рахвалова М. Ю. Прецедентные тексты как объект лингвокультурологического анализа в практике преподавания русского языка как иностранного // Молодежь третьего тысячелетия: сборник научных статей. Омск, 2020.
  13. Сандрикова Е. А. Обучение иностранных студентов пониманию прецедентных высказываний при чтении российской прессы (на примере газетных заголовков): дисс. … к. пед. н. СПб., 2005.
  14. Сарычева М. Р. Работа с прецедентными именами на основе принципа диалога культур на занятиях РКИ // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2024. № 4. https://doi.org/10.37632/PI.2024.78.98.005
  15. Усмонова О. Р. Работа с прецедентными текстами из мультфильмов на занятиях по РКИ // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации / под ред. А. Г. Василенко. Новосибирск, 2020.
  16. Ушакова Э. Б. Феномен прецедентного имени в лингвокультурологии и аспекте преподавания русского языка как иностранного // Вестник Московского государственного областного университета. 2014. № 2.
  17. Юрина Н. Г. История древнерусской литературы в лингвострановедческом аспекте // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. № 2 (50). https://doi.org/10.51609/2079-3499_2022_13_02_87
  18. Ященко Т. А. Обращение к прецедентным феноменам при изучении текстов на иностранном языке // Переводческий дискурс: междисциплинарный подход: материалы IX международной научно-практической конференции, Симферополь, 24-25 апреля 2025 г. Симферополь, 2025.

Author information

Olga Andreevna Kunnikova

Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

About this article

Publication history

  • Received: September 30, 2025.
  • Published: October 24, 2025.

Keywords

  • прецедентные высказывания
  • поэтический источник
  • методика преподавания русского языка как иностранного
  • лингвокультурологическая компетенция
  • precedent utterances
  • poetic source
  • methodology of teaching Russian as a Foreign Language
  • linguocultural competence

Copyright

© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)