• Научная статья
  • 30 октября 2025
  • Открытый доступ

Практики реализации междисциплинарного подхода в условиях цифровой трансформации образования в высшей школе

Аннотация

Цель исследования состоит в определении эффективных практик внедрения междисциплинарного подхода в профессиональную подготовку будущих специалистов в рамках высшего образования. В статье рассматриваются теоретические и методические основания междисциплинарного подхода как ключевого инструмента обновления содержания высшего образования. Анализируются четыре технологии реализации междисциплинарного образования: интеграция междисциплинарных техник на примере STEM и STEAM, создание междисциплинарных проектных команд, проведение междисциплинарных образовательных мероприятий и развитие коллабораций с бизнесом и промышленностью. Представлены результаты опроса студентов и преподавателей, отражающие эффективность, трудности и перспективы внедрения данных практик. Научная новизна исследования заключается в выявлении эффективных практик интеграции междисциплинарного подхода (STEM/STEAM, проектные команды, междисциплинарные образовательные мероприятия, коллаборации с производством и бизнесом) в образовательный процесс вуза. Проведен анализ восприятия данных практик преподавателями и студентами. Выявлены трудности, эффективности и перспективы внедрения рассмотренных междисциплинарных практик в профессиональную подготовку будущих специалистов. Полученные результаты дополняют теоретико-методологическую базу реализации междисциплинарного образования в условиях цифровой эпохи.

Материалы исследования

  1. Мировые тренды образования в российском контексте // Институт образования ВШЭ. 2024. https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/2025/
  2. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5.07.2025 № 1805 // Правительство Российской Федерации: официальный сайт. http://static.government.ru/media/files/qqh2I4jKXpyZSAcbtTWcHJxbgOCMkuhI.pdf
  3. OECD. PISA 2022 Results (Volume V): Learning Strategies and Attitudes for Life. P.: OECD Publishing, 2024.

Источники

  1. 1. Кибыш А. И., Наринян А. А. Междисциплинарный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в аграрном вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2025. № 2 (72). https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-83-91
  2. Клебанов А. Ф., Коваленко М. Е., Габусу П. А. Высшее образование, производство и ИТ: этапы и направления долгосрочного сотрудничества (опыт ГК «Цифра») // Научно-технический и производственный журнал «Горная промышленность». 2025. № 1. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-1-18-22
  3. Никитина Т. В. Практическая реализация междисциплинарного подхода в школьном образовании // Концепт. 2025. № 1. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2025-11012
  4. Семенова М. В., Ефимова Н. В., Шилкова Т. В. Междисциплинарное учебно-методическое сопровождение медико-биологических дисциплин с использованием ресурсов «Технопарка универсальных педагогических компетенций» // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.14
  5. Токтарова В. И., Ребко О. В. Модели цифровых компетенций сотрудников: структурно-содержательный анализ // Высшее образование сегодня. 2022. № 5-6.
  6. Токтарова В. И., Федорова С. Н. Проектирование адаптивной системы математической подготовки студентов вузов: методологическое обоснование // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (190). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-1-164-171
  7. Удовенко Е. В. Роль междисциплинарного подхода в проектировании образовательных программ для магистратуры технических направлений // Управление образованием: теория и практика. 2025. Т. 15. № 7-1.
  8. Худякова А. В. Реализация STEAM-подхода на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций // Управление образованием: теория и практика. 2024. Т. 14. № 9-2. https://doi.org/10.25726/k7384-7099-7999-p
  9. Чикина Т. Е., Крыгин С. В. Междисциплинарный подход в формировании общепрофессиональных компетенций будущих специалистов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-1.
  10. Abramovich S., Pratusevich M. Y. Advancing STEM education and research through preparing students with special interest in mathematics and science // Advances in Educational Research and Evaluation. 2024. Vol. 5. № 1. https://doi.org/10.25082/aere.2024.01.001
  11. Amanova A. K., Butabayeva L. A., Abayeva G. A., Umirbekova A. N., Abildina S. K., Makhmetova A. A. A systematic review of the implementation of STEAM education in schools // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2025. Vol. 21. № 1. https://doi.org/10.29333/ejmste/15894
  12. Beigel D., Blaurock I., Sauter V. How interdisciplinary hackathons foster the linking of teaching and practice // Learning in the Age of Digital and Green Transition (ICL 2022) / eds. M. E. Auer, W. Pachatz, T. Rüütmann. Cham: Springer, 2023. Vol. 634.
  13. Bobek S., Zimmermannová J., Sternad Zabukovšek S. Special Issue: Technology-Enabled Interdisciplinary Learning in Economic/Business Studies // Sustainability. 2023. Vol. 15. № 3. https://doi.org/10.3390/su15031976
  14. Ciolan L., Manasia L. Picturing innovation in higher education: a photovoice study of innovative pedagogies // Active Learning in Higher Education. 2024. https://www.x-mol.com/paper/1782076532177035264
  15. Garbin M. C., Oliveira E. T. de.Interdisciplinary project to build teaching skills: a pedagogical approach // Creating the University of the Future. – Zukunft der Hochschulbildung – Future Higher Education / eds. U. D. Ehlers, L. Eigbrecht. Wiesbaden: Springer VS, 2024.
  16. Kebritchi M., Hirumi A., Bai H. The role of interdisciplinary pedagogy in preparing teachers for digital classrooms // Educational Technology Research and Development. 2024. Vol. 72. № 3.
  17. Kolmos A., Holgaard J. E., Routhe H. W., Winther M., Bertel L.Interdisciplinary project types in engineering education // European Journal of Engineering Education. 2023. Vol. 49. № 2.
  18. Makrides G. A paradigm shift to Education 4.0: the STEAME school of the future // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы VI Международной научной конференции, Красноярск, 20-23 сентября 2022 года: в 3 ч. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2022. Ч. 1.
  19. Medeshova A., Adelbaeva N., Kushekkaliev A., Akimova S., Khazhgaliyeva G., Ramazanova L., Kassymova А. The impact of pedagogical approaches for forming digital competence in students // Qubahan Academic Journal. 2025. Vol. 5. № 4.
  20. Portillo-Blanco A., Guisasola J., Zuza K.Integrated STEM education: addressing theoretical ambiguities and practical applications // Frontiers in Education. 2025. Vol. 10.
  21. Ribault S., Bessaguet H., Ardaillon H, Rousson G., Nivesse D., Fareh T., Malishchuk A.-S., Milot M., Eklu B., Seguin P., Rode G. To other new educational ways for interdisciplinary cooperation and innovation: about a student-driven hackathon // MedEdPublish. 2024. Vol. 12.
  22. Shenbagavalli D.Interdisciplinary learning and project-based education // International Journal of Emerging Knowledge Studies. 2025. Vol. 4. № 2.
  23. Slukhenska R., Biriuk I., Nazymok Y.Interdisciplinary in modern scientific and pedagogical discourse // Image of the Modern Pedagogue. 2024. № 2 (215).
  24. Sukhomlynova O., Lysenko T., Rembach O., Pavelko V., Kovalchuk Y. Implementing interdisciplinary methods in the educational framework // Cadernos de Educação Tecnologia e Sociedade. 2024. № 17. https://doi.org/10.14571/brajets.v17.nse3.61-72
  25. Vienni-Baptista B., Pohl C. E. Exploring interdisciplinarity and transdisciplinarity as knowledge regimes: a heuristic tool for disentangling understandings in academia and policy // Science, Technology, & Human Values. 2023. Vol. 49. № 6.
  26. Voogt J., Knezek G., Cox M. The integration of interdisciplinary competencies and digital literacy in teacher education: a review // Computers & Education. 2023. Vol. 187.
  27. Wang G., Kasraian D., Valk C., Kersten A., Hurst W., Lu, Y., Wesemael P. van.Interdisciplinary hackathons for community-based co-design with older adults: a case study // CoDesign. 2024. № 21 (1).
  28. Wu J., Hao W.Interdisciplinary thematic teaching: connotation and characteristics, practical paths // World Journal of Educational Research. 2025. № 12 (1). https://doi.org/10.22158/wjer.v12n1p49
  29. Zhong Y., Luo M., Song Q., Liu J.Interdisciplinary Teaching Based on “Problem and Collaboration” with the Support of Information Technology // Leading Smart Education. Lecture Notes in Educational Technology. Singapore: Springer, 2025. https://doi.org/10.1007/978-981-97-8148-5_26

Информация об авторах

Ребко Ольга Васильевна

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Петрова Татьяна Николаевна

д. пед. н., проф.

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 октября 2025.
  • Опубликована: 30 октября 2025.

Ключевые слова

  • междисциплинарный подход
  • цифровая трансформация образования
  • STEM-образование
  • образовательные технологии
  • высшее образование
  • interdisciplinary approach
  • digital transformation of education
  • STEM education
  • educational technologies
  • higher education

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)