• Original research article
  • December 31, 2019
  • Open access

E. V. BELYAVSKY’S “PEDAGOGICAL MEMORIES” AS A SOURCE ON HISTORY OF SCHOOL LITERARY EDUCATION

Abstract

The article examines E. V. Belyavsky’s (1838-1903) “Pedagogical Memories” (1905) as a valuable source on history of school literary education of the pre-October period. Belyavsky’s professional formation as a teacher-philologist is described. His views on the role of Pedagogical Congresses in the development of literature teaching methodology, on the role of essays in students’ ethical and esthetical education are revealed. Belyavsky’s methodological techniques are described.

References

  1. Белявский Е. В. Метод ведения сочинений в старших классах гимназий. М., 1881. 72 с.
  2. Белявский Е. Педагогические воспоминания // Вестник воспитания. 1904. № 6. С. 62-115; № 7. C. 1-55; № 8. С. 31-87; № 9. С. 26-100.
  3. Белявский Е. Педагогические воспоминания. М.: Издание редакции журнала «Вестник воспитания», 1905. 247 с.
  4. Водовозов В. И. Рецензия на книгу «Теория словесности» Е. Белявского. М., 1869 // Библиограф. 1869. № 1. С. 41-42.
  5. Гаврилов И. В. Письменные упражнения: руководство к ведению и составлению ученических сочинений в средних учебных заведениях. СПб., 1872. 162 с.
  6. Гетманская Е. В. Взаимосвязи гимназического и университетского литературного образования в России XIX - начала ХХ века. М.: Флинта; Наука, 2012. 232 с.
  7. Лазарев Ю. В. Источники личного происхождения в изучении истории школьного литературного образования // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: Первые международные историко-педагогические чтения (г. Москва, 20-21 сентября 2019 г.). М.: Изд-во МПГУ, 2019. С. 464-470.
  8. Лазарев Ю. В. Педагогическая периодика середины XIX - начала XX века о проблемах подготовки учителей словесников // Учитель-словесник и ученик в образовательном пространстве информационной эпохи. XXVI Голубковские чтения: материалы Международной научно-практической конференции. М.: Экон-Информ, 2019. С. 181-187.
  9. Лазарев Ю. В. Русские ученые-филологи в их отношении к школьному преподаванию словесности: Н. С. Тихонравов (1832-1893) // Изучение русской литературной классики в школе: вчера, сегодня, завтра. XIX Голубковские чтения: материалы Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во МПГУ, 2012. С. 163-171.
  10. Мандельштам И. «Теория словесности» Кирпичникова, «Теория словесности» Белявского // Педагогический музей. 1878. № 1. С. 119-120.
  11. Методика преподавания литературы. Персоналии: биобиблиографический словарь / ред. В. Ф. Чертов и др. М.: МПГУ. 2018. 408 с.
  12. П. Б. Е. В. Белявский. Педагогические воспоминания // Педагогический сборник. 1905. № 10. С. 373-374.
  13. Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. Изд-е 2-е. М.: Прометей, 2013. 248 с.

Author information

Yurii Vasil'evich Lazarev

Ryazan State University named after S. A. Yesenin

About this article

Publication history

  • Received: October 7, 2019.
  • Published: December 31, 2019.

Keywords

  • история школьного литературного образования
  • методика преподавания литературы
  • Е. В. Белявский
  • учитель словесности
  • источники личного происхождения
  • педагогическая публицистика
  • history of school literary education
  • literature teaching methodology
  • E. V. Belyavsky
  • teacher-philologist
  • personal sources
  • pedagogical publicistic writing

Copyright

© 2019 The Author(s)
© 2019 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)