• Original research article
  • August 31, 2020
  • Open access

Familiarizing Foreign Students with Specificity of the Russian Mentality by the Example of A. I. Solzhenitsyn’s Works (Advanced Level of the Russian Language Proficiency)

Abstract

The research objective is as follows: to develop methodological techniques to familiarize foreign students with specificity of the Russian mentality by the example of “revived” lexemes identified in A. I. Solzhenitsyn’s “living texts”. The research methodology includes a linguistic analysis of A. I. Solzhenitsyn’s works. The researchers emphasize importance of using “living texts” created by native speakers when teaching the Russian language to foreign students; the use of “living texts” promotes formation of students’ Russian-language competence, helps them to understand specificity of the Russian mentality and to overcome a “cultural shock”. Scientific originality of the study lies in the fact that the researchers propose their original techniques to familiarize foreign students with Solzhenitsyn’s “revived” words taking into account their contextual usage. The research findings are as follows: relying on a linguistic analysis of A. I. Solzhenitsyn’s individual style, the authors develop their original methodology to teach Russian as a foreign language at the advanced stage. Advanced level students’ language competence allows them to read the Russian classical literature and, what’s more, to understand specificity of the Russian mentality manifested in “revived” words.

References

  1. Александрова О. И. Неологизмы и окказионализмы // Вопросы русского современного словообразования, лексики и стилистики. Куйбышев, 1974. С. 3-9.
  2. Брагина А. А. Неологизмы в русском языке. М.: Просвещение, 1973. 224 с.
  3. Брагина А. А. Чужое - свое (от заимствования к словотворчеству) // Грамматика и норма / отв. ред. Л. И. Скворцов. М.: Наука, 1977. С. 250-265.
  4. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М.: Высш. шк., 1991. 448 с.
  5. Гончарова Н. А. Истоки формирования концепта «патриотизм» в сознании подрастающего поколения // Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Краснодарский край, с. Сукко; Всероссийский детский центр «Смена», 16-18 апреля 2019 г.). Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. С. 101-106.
  6. Гончарова Н. А. Логический подход к формированию филологической компетенции студентов магистратуры педагогических вузов (на материале национальных вариантов английского языка): дисс. … д. пед. н. Мичуринск, 2011. 489 с.
  7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Рус. яз. - Медиа, 2003. Т. 1. 699 с.
  8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Рус. яз. - Медиа, 2003. Т. 2. 799 с.
  9. Дишкант Е. В. Педагогические аспекты изучения русской национальной культуры иностранными студентами // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2018. № 1 (09). С. 5-14.
  10. Жаркова Е. Х., Назарцева Е. А. Трудности освоения иностранными учащимися эмоционально-оценочного переосмысления в тексте // Преподавание русского языка как иностранного в вузе: традиции, новации и перспективы: сборник по материалам IV Международной научно-методической конференции (25-26 февраля 2016 г.). М., 2016. С. 195-201.
  11. Карпович В. Исследование новообразований и далевских слов у Солженицына // Грани. 1974. № 94. С. 236-266.
  12. Кретинина Г. В. Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи (английский язык как дополнительная специальность): автореф. дисс.. к. пед. н. Тамбов, 2002. 20 с.
  13. Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по русскому языку как иностранному. М.: Флинта; Наука, 2009. 480 с.
  14. Лыков А. Г. Окказионализм и язык. Норма // Грамматика и норма / отв. ред. Л. И. Скворцов. М.: Наука, 1977. С. 62-83.
  15. Лыков А. Г. Современная русская лексикология. М.: Высш. шк., 1976. 119 с.
  16. Лю Ц. Фактор культуры в преподавании русского языка как иностранного // Образование и воспитание. 2015. № 5. С. 65-68.
  17. Перевозникова А. К. Практика профессионально-ориентированного обучения иностранцев русскому языку (на материале учебного пособия «Русский язык для дипломатов») // Преподавание русского языка как иностранного в вузе: традиции, новации и перспективы: сборник по материалам IV Международной научно-методической конференции (25-26 февраля 2016 г.). М., 2016. С. 466-473.
  18. Пискунова С. В. Тайны поэтической речи (грамматическая форма и семантика текста): монография. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. 408 с.
  19. Подольская Н. В. Дар русскому языку // Русская речь. 1992. № 1. С. 112-116.
  20. Позднякова А. А. Русский язык как иностранный: в 2-х ч. М.: Юрайт, 2014. Ч. 1. Учебник и практикум. 417 с.
  21. Руделёв В. Г. Принципы сегментации поэтической речи: в 6-ти т. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. Т. 6. 178 с.
  22. Русский словарь языкового расширения / сост. А. И. Солженицын. Изд-е 3-е. М.: Русский путь, 2000. 280 с.
  23. Семенова Г. П. Чтобы слова не утекли, как вода: о языке произведений А. Солженицына // Русская речь. 1996. № 3. С. 19-28.
  24. Сибгатуллина В. Ф., Фахрутдинова М. Т. К вопросу об экстралингвистических факторах, влияющих на изучение русского языка как иностранного // Преподавание русского языка как иностранного в вузе: традиции, новации и перспективы: сборник по материалам IV Международной научно-методической конференции (25-26 февраля 2016 г.). М., 2016. С. 550-556.
  25. Спиваковский П. Е. Лексическое расширение в эпопее А. И. Солженицына «Красное колесо» // Реферативный журнал. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная литература. Сер. 6. Языкознание. 1994. № 4. С. 54-64.
  26. Ханпира Э. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования (на материале современного русского языка): сб. статей / под ред. В. Д. Левина. М.: Моск. гос. ун-т, 1972. С. 245-316.
  27. Чуксина О. В., Кретинина Г. В., Гончарова Н. А. Обучение англоязычному диалогическому общению: социокультурный аспект // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 160-162.
  28. Швецова В. М. Лексико-ассоциативные ресурсы текстовых единиц // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2010. № 1 (11). С. 205-211.
  29. Швецова В. М. Принципы взаимодействия компонентов внутриполевого пространства голографической единицы в процессе развития текстовой семантики // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2013. № 1. С. 178-180.
  30. Швецова В. М. Принципы семантического развития голографических единиц в смысловом пространстве художественного текста // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2010. № 2. С. 123-126.

Author information

Natalya Alexandrovna Goncharova

Dr

Michurinsk State Agrarian University

Victoria Mikhailovna Shvetsova

Dr

Michurinsk State Agrarian University

About this article

Publication history

  • Received: May 28, 2020.
  • Published: August 31, 2020.

Keywords

  • особенности менталитета русского народа
  • обучение русскому языку
  • «восстановленные» лексемы
  • авторский стиль А. И. Солженицына
  • авторские приемы обучения студентов-иностранцев
  • specificity of Russian mentality
  • teaching Russian as a foreign language
  • “revived” lexemes
  • A. I. Solzhenitsyn’s individual style
  • author’s techniques to teach foreign students

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)