• Review
  • March 10, 2021
  • Open access

Organising Experiential Activity in Preschool Classes: Theoretical Review

Abstract

The purpose of this article is to determine the features of organising experiential activity in a preschool institution. The paper reviews pedagogical research on the issue of experiential activity and analyses the experience of using experimentation in implementing preschool education programmes. The study is novel in that it summarises pedagogical experience of organising experiential activity among preschool-lers, determines frequency of experimentation in certain areas of learning, and systematises forms of wor¬king with preschoolers. The review of authors’ programmes revealed that despite active use of experiential activity in a preschool institution as a whole, certain areas of learning (in particular, a foreign language) are least based on this form of cognitive activity. The study allowed the researchers to outline prospects for foreign language teaching with children’s experimentation.

References

  1. Алексеева О. В., Малова О. Н. Системный подход в организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2019. № 3. С. 98-102.
  2. Ванштейн Л. Ю., Ермоленко Ю. Н. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование // Методист. 2012. № 3. С. 64-65.
  3. Василенко Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательных мотивов учебной деятельности детей дошкольного возраста // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 3. С. 91-97.
  4. Ватлина Е. А. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду // Молодой ученый. 2019. № 2 (240). С. 333-335.
  5. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 л.). М.: Мозаика-Синтез, 2015. 80 с.
  6. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 64 с.
  7. Кадонцева С. А., Модель Е. Ф. Опытно-экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками в условиях введения ФГОС ДО (обобщение опыта работы) // Современное образование: от традиций к инновациям: сборник статей XII Всероссийской научно-практической конференции (г. Саратов, 23-24 марта 2017 г.) / под ред. Н. Г. Чаниловой, С. А. Пилюгиной. Саратов: Саратовский областной институт развития образования, 2017. С. 178-182.
  8. Кобзева Т. Ю. Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 52-1. С. 28-30.
  9. Колесникова Т. А. Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. № 1 (1). С. 22-24.
  10. Кондратьева И. В., Пивоварова К. А. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х ч. (г. Пермь, 8 мая 2017 г.) / отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: Аэтерна, 2017. Ч. 2. С. 128-130.
  11. Кухтерина Г. В., Соловьева Е. А., Федина Л. В. Развитие творческих способностей дошкольников в экспериментальной деятельности // Казанская наука. 2016. № 1. С. 92-94.
  12. Литвинова О. Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 256 с.
  13. Микитюк И. В., Романова А. В. Развитие познавательного интереса старших дошкольников по средствам экспериментирования // Наука через призму времени. 2018. № 12 (21). С. 268-272.
  14. Мисякова Л. В. Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XIII Международной конференции (г. Казань, 20-23 июня 2020 г.) / отв. ред. Г. А. Кайнова, Е. И. Осянина, О. А. Шульга. Казань: Молодой ученый, 2020. С. 13-14.
  15. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 240 с.
  16. Обухова Л. А. Развитие творческих способностей дошкольников в условиях поддержки детской инициативы // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 143-146.
  17. Овчинникова Е. В. Учебно-исследовательская и проектная работа с дошкольниками // International Scientific Review. 2017. № 2 (33). С. 86-90.
  18. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа / авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова. Волгоград: Учитель, 2015. 329 с.
  19. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2010. 64 с.
  20. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: ПЕР СЭ, 2006. 240 с.
  21. Поклонская В. Д., Левашова С. А. Влияние экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2017. № 1 (10). С. 199-201.
  22. Полякова М. Н. Образовательная среда детского сада как условие и средство поддержки исследовательского поведения детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2018. № 5-6. С. 56-65.
  23. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара: Федоров, 2010. 128 с.
  24. Семенова Е. И., Яковлева С. С. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования // Профессиональное самоопределение: современный аспект: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (г. Якутск, 2 апреля 2020 г.) / под ред. Т. А. Макаренко, С. В. Паниной. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. С. 382-386.
  25. Степанова Л. Н., Куликова А. А. Экспериментальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников // Вопросы педагогики. 2020. № 5. Ч. 2. С. 380-383.
  26. Стрельцова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром через опыты и эксперименты // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2017. № 1. С. 58-60.
  27. Сухова Е. И., Волкова В. И. Экспериментирование как основа исследовательской деятельности дошкольников // Детский сад от А до Я. 2020. № 4 (106). С. 56-61.
  28. Труфякова Н. В. Особенности включения экспериментальной деятельности в образовательный процесс ДОУ на современном этапе // Polish Journal of Science. 2020. № 34-2 (34). С. 50-52.
  29. Фалей М. В. Особенности экспериментально-поисковой деятельности детей дошкольного возраста // Sciences of Europe. 2017. № 11. Ч. 4 (11). С. 47-53.
  30. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.02.2021).
  31. Харькова Д. Ю. Основы теории когнитивного развития Пиаже // Colloquium-Journal. 2019. № 26 (50). Ч. 2. С. 49-52.
  32. Чемоданова М. В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. М.: Мозаика-Синтез, 2016. № 5. С. 970-972.
  33. Черненко М. А. Организация экспериментальной деятельности в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. № 3 (13). С. 95-98.
  34. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие / сост. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. СПб.: Детство-Пресс, 2019. 124 с.
  35. Beard C., Wilson J. Experiential Learning: A best practice handbook for educators and trainers. 2nd ed. L. - Philadelphia: Kogan Page Publishers, 2006. 314 p.
  36. Bonawitz E., Shafto P., Gweon H., Goodman N. D., Spelke E., Schulz L. The Double-Edged Sword of Pedagogy: Instruction Limits Spontaneous Exploration and Discovery // Cognition. 2011. Vol. 120. № 3. P. 322-330.
  37. Gelman R., Brenneman K. Science Learning Pathways for Young Children // Early Childhood Research Quarterly. 2004. Vol. 19. № 1. Р. 150-158.
  38. Gelman R., Lucariello J. Role of Learning in Cognitive Development // Stevens’ Handbook of Experimental Psychology: in 4 vols. 3rd ed. N. Y.: John Wiley & Sons, 2002. Vol. 3. Learning, Motivation, and Emotion / ed. by H. Pashler. Р. 395-444.
  39. Ginsburg H. P., Opper S. Piage’s theory of intellectual development [Электронный ресурс]. URL: https://www.freepsychotherapybooks.org/ebook/piagets-theory-of-intellectual-development/ (дата обращения: 09.01.2021).
  40. Kolb D. Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development. 2nd ed. New Jersey: Pearson Education, Limited, 2015. 390 p.
  41. Piekny J., Maehler C. Scientific Reasoning in Early and Middle Childhood: The Development of Domain-General Evidence Evaluation, Experimentation, and Hypothesis Generation Skills // British Journal of Developmental Psychology. 2013. Vol. 31. № 2. P. 153-179.

Author information

Gulnara Kamilevna Gimaletdinova

PhD

Kazan Federal University

Anastasia Andreevna Sozinova

Kazan Federal University

About this article

Publication history

  • Received: January 9, 2021.
  • Published: March 10, 2021.

Keywords

  • экспериментальная деятельность
  • дошкольник
  • обзор педагогических исследований
  • авторская программа
  • экспериментирование
  • experiential activity
  • preschooler
  • review of pedagogical research
  • author’s programme
  • experimentation

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)